Майор Б. Я. Терновой в воздушных боях уничтожил 11 самолётов противника лично и 8 - в составе группы. 18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 22 Августа 1913 года в городе Пятигорске ( ныне Ставропольский край ), в семье рабочего. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал слесарем. С 1935 года в Красной Армии. В 1937 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
Участник похода Советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года.
С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Июлю 1944 года командир 1007-го истребительного авиационного полка ПВО ( 9-й истребительный авиационный корпус Войск ПВО территории страны ), Майор Б. Я. Терновой в воздушных боях уничтожил 11 самолётов противника лично и 8 - в составе группы. 18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжил службу в войсках ПВО. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Красной Звезды, медалями. Службу закончил в звании Полковник. Умер 9 Мая 1956 года.
* * *
Свою боевую деятельность Б. Я. Терновой начал в составе 487-го истребительного авиаполка ПВО ( 101-я истребительная авиационная дивизия ПВО Страны ), где и открыл счёт своих воздушных побед. Отличился в летних боях 1942 года, защищая город Воронеж от налётов авиации противника.
Об интенсивности действий немецкой авиации на Воронежском направлении в Июне - Июле 1942 года можно судить по следующим данным: в границах Воронежско - Борисоглебского дивизионного района ПВО в Июне было зарегистрировано 2420 самолёто - полётов со среднесуточным налётом 81 самолет, а в Июле - 4508 самолёто - полётов со среднесуточным налётом 150 вражеских самолётов.
Для противовоздушной обороны Воронежа, являвшегося важным стратегическим пунктом, крупным железнодорожным узлом и местом дислокации штаба Юго - Западного фронта, а также для обороны крупных железнодорожных узлов Поворино, Лиски, Валуйки, Купянск, Касторное, Грязи и железнодорожных коммуникаций в этом районе в Ноябре 1941 года был создан Воронежско - Борисоглебский дивизионный район ПВО.
Непосредственная оборона Воронежа осуществлялась отошедшей из Киева 3-й дивизией ПВО и 101-й истребительной авиационной дивизией ПВО, которая имела на вооружении 47 истребителей.
Первый крупный налёт на Воронеж неприятель произвёл и ночь на 28 Июня 9-ю группами самолётов общей численностью до 50 Ju-88 и He-111. Лётчики 101-й истребительной авиационной дивизии, действуя на дальних подступах к городу, при отражении этого налёта уничтожили 3 самолёта, и зенитчики 3-й дивизии ПВО над городом сбили 2 бомбардировщика.
28 Июня во второй половине дня немцы повторили массированный налёт на город, совершив его 5-ю последовательными эшелонами бомбардировщиков. И с этого времени до 6 Июля массированные налёты на Воронеж не прекращались.
Для того чтобы достичь успеха при налётах на обьекты Воронежа и уменьшить свои потери, противник прибегал к всяческим ухищрениям. Он искусно использовал для маскировки облака, совершал налёты со стороны солнца. Для отвлечения огня зенитчиков и сковывания наших истребителей за 3 - 5 минут до налёта появлялись вражеские истребители. Они часто пытались блокировать и наши аэродромы.
Воины 3-й дивизии ПВО и 101-й истребительной авиационной дивизии вовремя разгадывали все хитрости врага и давали ему надлежащий отпор. С большим подъёмом сражались в небе Воронежа лётчики - истребители, отражая массированные налёты авиации противника в условиях значительного превосходства его сил, проявляя при этом мужество и героизм. В период напряжённых боёв в Июне - Июле 1942 года авиаторы 101-й дивизии произвели 2413 самолёто - вылетов, провели 68 воздушных боёв и сбили 47 немецких самолётов.
Лётчик - истребитель А. Р. Белый на МиГ-3 атаковал группу из 4 бомбардировщиков Ju-88 и умелой атакой сбил самолёт. Подоспевшие на помощь 2 наших истребителя сбили ещё один бомбардировщик ( сражаясь в составе 124, 573, 910 и 439-го ИАП, Анатолий Романович Белый уничтожил 8 вражеских самолётов лично и 9 в группе ).
Мужество и отвагу проявил и Лейтенант К. Н. Аверин, атаковавший группу из 7 Не-111. Применяя искусный маневр и выбирая выгодные положения для ведения боя, он поджег 2 самолёта противника.
Однажды группа бомбардировщиков Ju-88 и He-111 в сопровождении пары Me-109 пыталась нанести удар по Воронежу. Находившийся в воздухе лётчик - истребитель П. С. Терентьев, обнаружив врага, незаметно вышел на дистанцию 50 метров и открыл огонь. Один из бомбардировщиков рухнул на землю. Немецкие истребители атаковали советского офицера, но П. С. Терентьев не растерялся и смело пошёл в лобовую атаку. Меткой очередью он отправил на землю одного из "Мессеров". На помощь товарищу подоспел Капитан Б. Я. Терновой и с дистанции 100 метров сбил Не-111. Остальные вражеские самолёты пустились наутёк, отказавшись от выполнения своей задачи.
4 Июля лётчики - истребители Лейтенанты К. П. Потапов и X. X. Ханипов, патрулируя на истребителях Як-1 в районе железнодорожной станции Масловка, обнаружили 9 Ju-88 под прикрытием 12 Me-109. Несмотря на численное превосходство, наши лётчики атаковали врага. Бомбардировщики противника, заметив наши самолёты, развернулись и под прикрытием 6 Me-109 стали уходить. Наши истребители вступили в бой с "Мессерами". Но вскоре X. X. Ханипов заметил, что мотор его машины работает с перебоями, и направился на аэродром. Оставшись один против шести, К. П. Потапов продолжал вести неравный бой. Преследуя одного из врагов, он израсходовал все боеприпасы. Но нельзя было безнаказанно отпустить противника. Увеличив скорость, Лейтенант настиг Ме-109 и ударом винта обрубил ему хвостовое оперение. Вражеский самолёт рухнул на землю, а советский лётчик, умело пилотируя, благополучно приземлился на своём аэродроме.
Отличился Борис Терновой и в период летних боёв 1943 года под Курском. Так, в книге "Войска ПВО страны в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов", на странице 216 есть следующее сообщение:
"2 Июня 1943 года авиация противника совершила повторный, более крупный налёт на железнодорожный узел Курск. В дневном налёте участвовало 543 вражеских самолёта, в том числе 424 бомбардировщика. Ночью на Курск с разных направлений прорывалось до 300 вражеских бомбардировщиков. Налёты отражали зенитные части и подразделения Воронежско - Борисоглебского дивизионного района ПВО и 101-й ИАД ПВО во взаимодействии с истребительной авиацией 16-й и 2-й Воздушных армий.
Противник потерял в этих налётах 145 самолётов. Потери нашей авиации составили 27 машин. В боях отличились лётчики ПВО Майор В. Ф. Башкиров, Капитаны Б. Я. Терновой, и П. П. Калюжный, Старшие лейтенанты Г. К. Гультяев и Н. Н. Кузнецов, Лейтенанты А. А. Елдышев, М. М. Митенков и К. Ф. Карпов, сержант С. Г. Яковенко - все они сбили по 2 - 3 самолёта противника..."
К вышесказанному остаётся добавить лишь следующее: в ожесточённых боях 2 Июня 1943 года лётчики ПВО сбили 54 самолёта противника. Заместитель командира полка по политчасти Герой Советского Союза Майор В. Ф. Башкиров в 5 воздушных боях сбил 2 самолёта противника, Лейтенант А. А. Елдышев, Капитан Б. Я. Терновой - по 4, Капитан П. П. Калюжный, Старший лейтенант М. П. Старжинский - по 3, сержант С. Г. Яковенко сбил 2 самолёта противника. В этом бою отличились также лётчики Старшие лейтенанты Г. К. Гультяев, Н. Н. Кузнецов, Лейтенанты М. М. Митенков, К. Ф. Карпов и многие другие.
Командующий 16-й Воздушной армией Генерал - Лейтенант авиации С. И. Руденко после боя заявил, что он много наблюдал воздушных схваток, но такого упорства, такой стремительности, такого мужества в борьбе в воздухе ещё не видел.
К Июлю 1944 года командир 1007-го истребительного авиационного полка ПВО Майор Б. Я. Терновой в воздушных боях уничтожил 11 самолётов противника лично и 8 - в составе группы. 18 Августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.