Суварин Борис (Лифшиц Кон) (1895-1984). Французский политический деятель русского происхождения; историк.
Один из основателей и руководителей коммунистической партии Франции. Представитель Французской компартии в Коминтерне, член Исполкома Коминтерна. В 1924 г. исключен из партии за поддержку Л. Троцкого. В дальнейшем отошел от троцкизма, сотрудничал в буржуазной прессе.
В 1918-1925 гг. Суварин жил в Москве. Вернувшись во Францию, стал собирать материалы об истории революционного движения в России, а также документы, мемуары и публикации, связанные с жизнью и деятельностью Сталина. В 1926 г. во Франции он впервые опубликовал «Завещание Ленина» («Письмо к съезду»), переданное ему Н.К. Крупской. В 1930-е годы писал пророческие статьи о Сталине, на которые на Западе не обращали внимания. Задолго до Второй мировой войны Суварин отмечал: «...молодая Россия, обескровленная Сталиным, оставляет свободное поле для немецкого динамизма...»
В 1935 г. в Париже вышел обстоятельный труд Суварина «Сталин. Очерк истории большевизма», не оставлявший сомнений в тоталитарной и террористической природе сталинизма. Характерно, что произведение, содержавшее глубокий анализ истоков и этапов становления сталинского режима, пришлось не по вкусу не только Сталину, но и Гитлеру, и, по свидетельству самого автора, гестапо во время оккупации Франции захватило личную библиотеку и архив Суварина. В предисловии к изданию книги 1977 г. автор подчеркивает, что к похищению его архива был причастен и НКВД, который, по словам Суварина, во Франции в ряде случаев действовал совместно с гестапо. Интересно, что эта монография Суварина была переведена на русский язык и напечатана в единственном экземпляре специально для Сталина (Костиков. Не будем проклинать изгнанье... Пути и судьбы русской эмиграции. М., 1990. С. 315).
Рассуждая о мифическом коммунистическом рае и о многочисленных жертвах, принесенных в погоне за «призраком коммунизма», Суварин высказал такое не лишенное смысла соображение: «Никто еще не смог серьезно мотивировать принесение в жертву живущих поколений ради гипотетического счастья будущих поколений».