Живописец, академик Российской Академии естественных наук, член Союза художников с 1972 г.
Закончил Среднюю художественную школу (1958) при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской академии художеств, Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской академии художеств в 1967 по классу батальной живописи. Учился у П.Т. Фомина, Е.Е. Моисе
енко и С.П. Ласточкина.
Свой путь в искусстве Б.А. Семенов обрел через постижение шедевров прошлого в творениях В.Боровиковского, С.Щукина, И.Репина, Микеланджело, Гуго ван дер Гуса и других мастеров. Поражает количество и разнообразие произведений, повторенных рукой Б.Семенова. Во многих случаях
– это очень сложные по композиционному построению и цветовому решению полотна. К ним относятся «Взятие снежного городка», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове» В.Сурикова, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Бурлаки на Волге» И.Репина, известные монументальные композиции Тьепполо и Мик
еланджело. Чрезвычайно сложную по композиции и смысловой нагрузке фреску «Страшный суд» художник повторил на оргалите в близком оригиналу размере. Особая область творчества Б.Семенова ― живописное наследие М.Ю.Лермонтова Несколько десятилетий он изучает рисунки и картины поэта, участвует в атр
ибуции отдельных работ, создает копии. Художник уловил глубоко проникновенный смысл лирики живописи Лермонтова, сумел найти особую тональность для каждого из произведений и верно определил его литературный эквивалент.
Богатая эрудиция, частые поездки по лермонтовским местам, неоднократные приглашен
ия участвовать в качестве эксперта (Б.Семенов установил семнадцать характерных признаков живописи Лермонтова) и глубокая любовь к поэту привели художника к собственной лермонтовской теме. Одним из таких произведений является претендующая на многожанровость картина «Лермонтов на Бермамыте» (1985 к.,м
.).
Оригинальное искусство Б.Семенова, пробовавшего себя во всех без исключения жанрах, имеет особый петербургский почерк. Воспринятый и последовательно проводимый постулат своего учителя Е.Е. Моисеенко - «в живописи важен тон» - нашел свое отражение в палитре с тонкой выверенной градацией. В перв
ую очередь это относится к его пейзажным картинам, где более яркий цвет всегда имеет свой смягчающий противовес при полном отсутствии густых и тяжелых мазков. Этот признак наряду с непременным стремлением держаться академического рисунка формируют границы образно-пластических возможностей в изобрази
тельной системе Б.Семенова.
С конца 1960-х гг. художник почти ежегодно находится в творческих поездках. География его путешествий чрезвычайно велика: Карельский перешеек, Казахстан, Камчатка, Русский Север, Куба, Венесуэла, Германия, Австрия, Финляндия…Смена пейзажной обстановки, типажей мотивиров
али поиск разнообразных подходов к показу природы или отдельного персонажа внутри уже установившейся системы. Среднерусские пейзажи привычно выверены в полутонах, спокойны по композиции. В работе «Корякский вулкан» (1972, к.м.) из «Камчатского цикла» автор переходит границы собственной системы и раб
отает большими плоскостями локальных контрастных цветов. Пейзажи на кавказскую тему отличаются особым ритмом, не перебивая, однако, панорамной направленности композиции. Тяготение к панорамному изображению природы подтверждается большим числом картин непривычно вытянутого формата. Из камчатского пер
иода выделяется портрет «Андрей Тягай» (1960, х.,м.), написанный с тонким юмором и без традиционных установок на расположение портретируемого в картине. Камчадал написан почти в профиль. Художник остроумно продумал композицию, словно дав возможность проследить движение колец дыма из трубки, занимающ
их почти весь центр и верхнюю часть картины. Сосредоточенный взгляд старого коряка сквозь хитрый прищур, всего несколько активных мазков, «работавших» над колечками дыма и едва различимые оранжевые следы костра невдалеке вывели это произведение за рамки портретного жанра.
«Портрет Валерия Гергиева
» (1998, орг., м.) - одна из последних работ живописца, неоднократно участвовавшая в выставках «Товарищества передвижных художественных выставок. XXI век (Санкт-Петербург)». В этой камерной вещи мастер сосредоточил усилия на выразительном, почти демоническом взгляде неистового в творчестве музыканта
. За внешней статичностью - голова Гергиева профильно вписана в квадрат, глаза опущены – сильный, неукротимый характер горца. Активная роль отведена белому цвету – мастер свободно положил белила на воротнике, кистью отметил цвет в других местах картины. В подавляющем большинстве случаев художник пре
дпочитает в качестве основы оргалит, с которым он начинает работать сходу, без использования грунтов и имприматуры; при письме чрезвычайно редко использует лаки.
Среди наиболее любимых тем – русская природа в ее незатейливой красоте, в которой своя глубинная не показная святость. Художественная си
туация в Петербурге рубежа 20-21 веков характеризуется борьбой различных направлений, как предполагающих аскетизм формы, так и отвергающих фигуративное искусство вообще. С ними уживаются последователи «сурового стиля» и проводники нового течения, получившего название «фотореализм». По некоторым из к
артин можно судить, что Б.Семенов, не избежал влияния некоторых из таких течений. Но при этом он сумел отстоять и свои позиции, базирующиеся на строгости формы и содержательности произведения.
Б.Семенов- автор большой портретной серии деятелей науки и культуры: портреты академиков М.Рогового, Ф.Бе
зменова, И.Спасского, В.Смирнова, нобелевских лауреатов, балерины Н.Дудинской, режиссера Р.Виктюка, композитора А.Петрова, М.Пиотровского и многих других. Он осторожно относится к работе над яркими, колоритными типами, видя в этом опасность отвлечения на внешнюю эффектность – цель, далекую от цели п
одлинного искусства. Интересен его подход к работе с моделью – портретируемый располагается для позирования самостоятельно и этим дает возможность мастеру определить отдельные черты его характера. Б.Семенов оставил свой след и в монументальной живописи – им выполнено большое количество работ для дио
рам музеев.
Верность петербургской теме звучит в каждой работе художника. Непрерывная серия памятников городской архитектуры («Купола после дождя» к.м.) дополняет петербургскую галерею из портретов простых тружеников, банкиров, политиков, музыкантов, композиторов. Б. Семенов - участник ежегодных в