Заслуженный артист РСФСР (1935).
Родился 23 июля (5 августа) 1897 г. Не закончив Петроградский Политехнический Институт, поступил на курсы рабоче-крестьянского театра при Наркомпроссе. В 1919-24 гг. был актёром Рабоче-крестьянского театра при Наркомпросе и играл в т-ре Н.М.Фореггера. Кинематографическую деятельность начал в киномастерской С.И.Юткевича. После войны занимался дубляжём, играл в Театре-студии киноактёра.
Великий актёр довоенного кино, легенда "Ленфильма". Ему были доступны абсолютно любые роли: во "Встречном" он играл интеллигентного инженера-вредителя, в "Крестьянах" – забитого деревенского мужичка, в фильме "Граница" он с огромным юмором исполнил роль еврейского богатея.
В своих мемуарах известный режиссёр Лео Арнштам писал: "Этот замечательный актёр заслуживает отдельной монографии. Он создавал образы, находящиеся где-то на грани бытовой вероятности и самых фантастических невероятностей. Человек кристальной душевной чистоты, он не терпел ни лжи, ни грубости".
Борис По
славский - пожалуй, единственный, кроме легендарного Фёдора Никитина, актёр довоенного "Ленфильма", которого можно назвать гениальным. Уже в середине 30-х, когда на "Ленфильме" во всю снимались такие актёры, как Бабочкин, Гардин, Чирков – чрезвычайно требовательный Григорий Козинцев выделял всего лишь троих: двух своих учеников – Олега Жакова и Янину Жеймо и единственного "постороннего" - Бориса Пославского. А Сергей Юткевич писал: "Именно Пославскому принадлежит честь создания в советском звуковом кино первых киномонологов. Он первым у нас разбил ложные представления о невыразительности языка и слова в кино".
В шумной светской жизни кинематографистов Борис Пославский абсолютно не участвовал, не любил, когда на съёмках присутствовали посторонние (даже коллеги), общественной деятельностью, разумеется, тоже не занимался. Когда в 1935 г. выпускали сборник автобиографий десяти лучших киноактёров Советского Союза, Пославский отказался писать о себе. Наверное, эт
а замкнутость и стала главной причиной того, что сейчас его имя никому не известно. Всё же, он стал одним из первых киноактёров, получивших в 1935 г. звание "заслуженного артиста республики".
Борис Пославский В кино Пославского - в то время актёра авангардного театра Николая Фореггера - привлёк режиссёр Сергей Юткевич. У Юткевича он и сыграл первые большие роли - хулигана Федьку Шпунта ("Даешь радио!", 1925), рыботорговца Корешкова ("Чёрный парус", 1929); крестьянина Петра ("Златые горы", 1931). Но Юткевич, будучи блестящим профессионалом и эстетом, не слишком задумывался о разработке характеров, и в его картинах Пославскому с его любовью к Достоевскому и тягой к психологической игре было тесновато.
Зато следующую картину, "Встречный", Юткевич делал вместе с Фридрихом Эрмлером - одним из самых тонких и глубоких режиссёров советского кино. В этой картине Пославский создал образ Инженера Скворцова - один из самых нетипичных "вредителей" в советском кино. У
Эрмлера же Пославский сыграл убогого и забитого крестьянина Егорку Нечаева ("Крестьяне", 1934) и демонического заговорщика Сизова ("Великий гражданин", 1937-38). Самые известные (и, действительно, лучшие) работы Пославского приходятся на 1935 год: фабрикант Новик ("Граница", 1935) и старый машинист Силыч ("Подруги", 1935).
Актёр мечтал о роли Раскольникова, и Юткевич был готов специально для него поставить "Преступление и наказание". Но отношение к Достоевскому в 30-е годы было весьма прохладным, и вместо Раскольникова Пославскому досталась главная роль парторга Семёна Примака в картине Юткевича "Шахтёры" – роль настолько "ходульная" и бесцветная, что все попытки "оживить" её были бесполезны.
Последняя действительно интересная киноработа Пославского вышла незадолго до войны, в 1941 г. - в экранизации иронической мелодрамы Проспера Мериме "Небо и ад" он играл Инквизитора Бартоломео, в котором без особого труда угадывались характерные черты сотрудника НКВ
Д. А затем последовал ряд стандартных официозных картин с малоинтересными ролями. Наверняка, доживи Борис Пославский до "оттепели", он нашёл бы себе место в советском кино. Но в 18 июля 1951 г. он скоропостижно скончался.
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
1. Даёшь радио! - 1925 - Федька Шпунт
2. Кружева - 1928
3. Чёрный парус - 1929 - Корешков
4. Златые горы - 1931 - крестьянин Пётр
5. Встречный - 1932 - Скворцов
6. Крестьяне - 1934 - Егор Нечаев
7. Граница - 1935 - фабрикант Новик
8. Подруги - 1935 - Силыч
9. Шахтёры - 1937 - Семён Примак
10. Великий гражданин - 1937-38 - Сизов
11. Враги - 1938
12. Огненные годы - 1939
13. Возвращение - 1940
14. Сто за одного (новелла в киноальманахе "Боевой киносборник №2") - 1941
15. Секретарь райкома - 1942 - Семён Абрамович Ротман
16. Во имя Родины - 1943
17. Зоя - 1944
18. Это было в Донбассе - 1945
19. Мальчик с окраины - 1947 - Авдеич
20. Русский вопрос - 1947 - Хард