На Всесоюзном фестивале внеплановых постановок драматических театров в Звенигороде (под Москвой) и в Москве успех имели спектакли по опере С. Баневича «Мальчик и ночь» и «Ромео и Джульетта» Шекспира, поставленные Б. Понизовским.
1930 года 3 июля родился Борис Юрьевич Понизовский — в Ленинграде на улице Герцена 34 в квартире 1, где живёт все годы (за исключением лет эвакуации).
Отец — Юрий Павлович — петроградец. Ювелир, служащий стекольного треста, пианист-любитель, коллекционер русских импрессионистов (по словам матери)... Мать — Цицилия Захаровна — из Белоруссии. Домохозяйка. Обладала меццосопрано, приглашалась на радио. Художница-график, училась у академика Пэна. Эстетические интересы родителей жестко определили воспитание мальчика Бориса.
Рабле, в биографию и слова Хлебникова. Сосед Георг Вестфален начал ему читать по-немецки из Гёте... Его воображение о пространстве звуков столкнулось с коллективом детей у немецкой бонны...
1935 год — отдан в обучение живописи. Битьём заставляют рисовать с натуры.
1938 год — определён в 1-й класс.
1939 год — любовь к третьекласснице.
1941 год — эвакуировали со школой в Борисоглебск под Ярославлем (покормили его и всех детей, кого он видел, сырым парным мясом), перевезли в Голышманово под Омск. Чтобы не оказаться под волей нескольких ожесточившихся старшеклассников, бежал из интерната, пожил у лесника в тайге, бродил в Средней Азии, поголодал — заболел, был госпитализирован, возвращён в интернат. Организовал театральный кружок. Ставил в нём и играл. Ему вернули его немецкую и русскую книги (Гете Вестфалена и том Щедрина в дорогу от верхней соседки на Герцена)...
1942 год — 1 мая в блокаду умирает отец. Мать — в начальницах группы самозащиты их дома — в августе из города её вывозят тяжело больной. В октябре она находит сына и забирает его в татарский городок Каргат.
1943 год — Они в Кривощёково — окраине Новосибирска. Он там капитан тимуровской команды... Театр «Красный факел» уступает здание ленинградскому театру имени Пушкина, переезжает в Кривощёково. Мать дружит с театром, служит бухгалтером в домах, где поселены актёры, в чем-то выручает их. Её сын взят в студию театра к педагогу Левандовской. Педагог отмечает ученика ладонным изданием трудов Сталина, где на каждом из томиков написала что-то о будущем мальчика... Он влюбляется в десятиклассницу Нору. Пишет первую повесть на тему из Тургенева, но c атмосферой которую бы сейчас небрежно назвали бы сюрреалистической. Библиотекарша забирает тетради, чтобы сберечь... Она приносит ему стихи Блейка, он влюбляется в его биографию.
1944 год — У него нет воспитателя, он разъезжает по Новосибирску, разговаривает с немцами. Он на взрослую жизнь запоминает законы, ринувшиеся в него: о себе, как о части пространства, о премьерах и ракурсах природы через человека, о человеке, как о пастухе асимметрий, диспропорций, о стаде гармонии, о неделимом содержании и о содержании, за которое человек принимает условие полюбить форму. Начало общения с автороми, с Богом... Чтение «Улисса» в разрозненных книжках журнала «Интернациональная литература» и статьи о «Трактате любви» Стендаля...
1945 год — в Ленинграде. Инерция ещё заставляет играть в студии актёра Андреевского из театра имени Пушкина. Но возобновление ленинградских впечатлений реализовало занятия, но графикой по обьёму — по скульптуре: посещал библиотеку и натурный класс Академии Художеств, мастерские скульпторов (жестких ремесленников) Крестовского и Симонова в доме Союза Художников. Уроки брал за разминание глины, гипсовую формовку и позирование. Влияние в 1946 году оказали контакты с художниками Рудаковым, Альтманом (отсюда таинственная недоговорённость о Малевиче, Кандинском, Филонове. Чтение А. Эфроса и Пунина), критическое внимание к его бумагам графика Г. Верейского. Контраст школьного ученичества и переживаний от встреч с профессионалами заставили его обидеть мать — в разгар экзаменов бросить 8 класс в 1945 и вечернюю школу в 1947 году. Работал на кинокопировальной фабрике контролёром плёнок, возненавидел музыку кино, возлюбил дискретность как правило в искусстве. По ходатайству Д. Д. Шостаковича ему разрешали сидеть на репетициях первого состава филармонического оркестра. Ему открылся театр дисциплины и стиля. При вакансии — пришёл учеником печатника-хромолитографа в эстампную мастерскую Союза Художников. Добился трамплина, теперь такого низенького в Кавголово, корта. Туберкулёз и воздух весенней Финляндии и зимнего Крыма. Полугодовое путешествие по крышам родного города.
1949 год — ампутация ног, госпитализация до 1951 года. Женитьба без оформления брака. Т. Скуй — студентка университета. Искусствоведка, знаток итальянского языка. Жили в родительских домах. Филармония, Эрмитаж, Публичная библиотека, овладение конструкцией драмы, внимание к прикладной скульптуре. Открытие сценариев дель арте, пространственные спекуляции в комедии Джордано Бруно.
1952 год — Столкновение биографического времени и литературного, безвременного интраверта и времени вторичного стиля в городе, законы бытовых психологических объёмов времени и все как персонаж = персонаж как время изменяющегося пространства. Он реагирует на театр всех культурных эпох в быту. Он восстаёт против пьес цензуры цивилизации. Он пишет два листка антилитературного маленького структурального поливариантного театра. Он пишет о сакральности сознания зрителя и о подчинении этой тайне подмостков. Не темнота и звук (допинги множественности пространств), а свет и тишина. Он забывает об этом до 1956 года.
1953 год — Женитьба на В. Иерихоновой. Студентка редакторского факультета. Эмиграция внутрь. Познание слова в прозе и пьесе. Закрытие театра там и там. Театр вдвоем. Заработки по трудовым соглашениям: печатанье в четыре руки на машинке рукописей из Внешнего отдела Публичной библиотеки, копирование чертежей, корректура из технического издательства, редактирование брошюр овощеводов, в соавторстве сценариями на телевидении, радио, киностудии научно-популярных фильмов, архитектурным макетированием. С 1956 года выполнял заказы на прикладные работы: эскизы общественных интерьеров. В Москве вернувшаяся из ссылки портниха Аллилуевой дала два урока кроя, он увлек несколько десятков заказчиц моделированием одежды и туфель. Неожиданно взялся за декоративные барельефы, эскизы барельефов он дарил как брошки. Возможно, что это первый дом без дверей в России, первые стены художников, — «учеников» Руо, Дерена, Матисса, Клее, ташистов. «Волны» книгочеев-ост-румцев, художников, искусствоведов, поэтов, прозаиков, москвичей — добрейших никто — противников строя. Рассказывают о большей или меньшей доле в этих стенах имен, более поздних для этого порога или более ранних: художников Богомолова, Есаяна, Кулакова, Михнова, Файнгольда, Виньковецкого, поэтов Алексеева, Гробмана, Хвостенко, Аронзона, Волохонского, Григорьева, Горбовского, Сосноры, Сапгира, Богданова, изредка Айги и Бродского, Рейна, прозаиков Вольфа, Довлатова, Голявкина, Дышленко, Морева, Битова, Федосеенко. Позже в обмененом доме, еще позже в обмененном доме матери — композиторы Кнайфель, Белимов, поэты Юрьев, Закс, Мартынова... Неупорядоченный и нравственно излишний набор...
1956 год — Он возвращается к непонятым листкам о театре и собирает книгу «О семиотике подмостков». Его увлекает семейственность времени, пространства и персонажа, их взаимомимикрия. Энергия книги падает в 1965 году, но и в 1991 году она ловится умом... Он сочиняет дайджесты, как сейчас бы назвали, на какие-то свои пьесы, оставляя на их листах с литературным текстом — «запрещается к постановке». Тогда же из любопытства к психологии женского коллектива на центральном телеграфе он устраивается туда работать. Многим, смеются до сих пор, запомнился его голос в телефоне — телеграмма в кредит. В 1958 и 1961 году жена реагирует на сигналы внимания КГБ и передает несколько корзинок и чемодан с его рукописями в доверительные для нее семьи, о которых он, по её мнению, не должен был знать.
1961 год. Его сообщение о своем промысле театра актерам Кабуки, гастролировавшим в Москве и Ленинграде. Кропотливая после встречи и радостная возня с композицией карточек книги «Семиотика подмостков». Мать хранит подарок японских актеров.
1962 год. По инициативе поэта Сапгира и художника Есаяна в Москве первая выставка и продажа эскизов, ставшими бижу. Есть возможность поехать писать на зимний Кавказ. Свадебное путешествие с Л. Мартюк, студийкой в театре Г. Товстоногова.
1963 год. — Рождение сына Филиппа. Заказ Союзторгрекламы — сценарии рекламных фильмов. Комиссары ведомств губят новизну.
1964 — 1966 годы — Доказывает право личности на государственный инструментарий и ощущаемую им эстетику фильма. При поддержке юных фотографов и операторов нанизывает четырехчасовую ленту художественного кино, сделанную в отказе от условий «годаровскими жестянками». Внутреннее соперничество с игрой Параджанова, экстремальная фабула, резервы импровизации, юное подсознание и эротика, сверхкрупные планы. На трагических остатках негатива фильма и фотографического сценария он складывает книгу о методике и языке кино. Материальная ограниченность не придала спонтанности игре в книгу. Есть ощущение роскошной черновой горы. С 1965 года не пишет прозу и пьесы.
1967 год — Сценарист и сорежиссер ведомственной документальной ленты «Хозяева моих забот» для Всесоюзной конференции работников коммунального хозяйства при Ленгорисполкоме. ...Аттестат зрелости на радость матери.
1969 год — По предложению директора Эрмитажного театра опробована модель театра — спутника иностранных выставок. К выставке «Французский романтизм» по линии ВТО (сейчас СТД) с актерами государственных театров, дипломниками ЛГИТМиК и художником И. Диментом в качестве режиссера по движению поставлена комедия де Мюссе «Фантазио».
1970 год — По заказу экспериментальной студии электронной музыки в Москве исполнил режиссерский сценарий цвето-музыкального абстрактного панно для ВДНХ, посвященного столетию Ленина... Неделя интереса Ю. Любимова к теоретическим выкладкам Б. Понизовского.
1971 год — Женитьба на Н. Кудряшевой. Театроведка, научный соудник НИО ЛГИТМиК. В доме ученицы, театроведки Т. Жаковской значительное для него знакомство с авантюрного склада человеком, еще не знавшим, что он заразится театром — М. Хусидом.
1973 год — Сорежиссер М. Хусида и художник постановки по пьесе Штока «Божественная комедия» для театра кукол во Львове.
1975 год — Постановка пространственной музыки А. Кнайфеля в ленинградской филармонии. (В 1977 году повторение на фестивале советской авангардистской музыке в Таллине. В 1978 году — на творческом вечере композитора в Москве)...
...Передача изначальных идей для организации М. Хусидом из выпускников ЛГИТМиК русской труппы театра кукол во Львове. Надежда видеть трансформацию идей.
1976 год — Участник Всесоюзной выставки художников театра кукол на Московском Конгрессе УНИМА (международного союза деятелей театра марионеток). Русская труппа уходит из Львова, по совету М. Хусида, с ним в Курган (Южное Зауралье). М. Хусид настаивает, чтобы Б. Понизовский приехал в театр. Последовательно или одновременно он занимает в театре «Гулливер» должности заведующего литературной и музыкальной части, очередного режиссера. Среди постановок — на музыку А. Кнайфеля, С. Баневича, Габуния,.. Шекспир, Пушкин, Блок, обериут Введенский, Погорельский, Бредбери, Биссет. После ухода М. Хусида он мастер курса актерского отделения музыкального училища. Открыта методика бессловесного спонтанного воспитания актеров театра драмы и кукол. За два с половиной месяца студийного марафона на глазах публики найдено 273 этюда в работе с предметом. Драматический и кукольный театр научился импровизировать и молчать. Поездки с уроками фантазии в Москву и Ленинград. Женитьба без оформления брака на О. Борисовой. Художник-археолог.
1977 год — На фестивале театров кукол в Тюмени наряду с постановкой М. Хусида постановка Б. Понизовского оперы С. Баневича «Мальчик и ночь» (шестнадцатиминутная опера в действии на полтора часа). (Опыт этой постановки истолкован в брошюре издательства «Знание» — «В театре кукол» 1978 года и в книге того же автора Н. И. Смирновой «Искусство играющих кукол» издательства «Искусство» 1983 года)... В Ленинградской филармонии за одну ночь проделана работа над чтецким текстом для оркестра и режессура сюиты А. Кнайфеля «Петроградские воробьи» к фестивалю «Ленинградская весна». Ранним утром музыковеды отменили режессуру, чтобы не создавать прецедент. С оставшимся текстом исполнение имело успех.
1978 год — В Кургане рождение дочери Ксении. В этом же году Б. Понизовский — участник выставки «Художники советского театра кукол» в Праге.
1979 год — На фестивале театров кукол в Уфе театр «Гулливер» не участвовал. Внеконкурсный показ тюменской актрисой Н. Гребенниковой (женой М. Хусида) моноспектакля по одному из «Мимиамбов» Герода (Древняя Греция, 3-й век до нашей эры), поставленного Б. Понизовским, имел признание.
Женитьба на Г. Викулиной — студийке театра «Гулливер». В дальнейшем ведущая актриса театра «ДаНет», испытательница ролей.
1980 год — На Всесоюзном фестивале внеплановых постановок драматических театров в Звенигороде (под Москвой) и в Москве успех имели спектакли по опере С. Баневича «Мальчик и ночь» и «Ромео и Джульетта» Шекспира, поставленные Б. Понизовским.
1981 год — Б. Понизовский уехал в отпуск в Ленинград и уволился из «Гулливера». Надоел стереотип победы — подтягивание к фестивалю. ...Неожиданно его ученики тоже уволились из «Гулливера» и приехали к нему. Какой-то выход был в создании «Частной труппы». Имея возможность показа не более чем пятнадцати зрителям, труппа выступила за два сезона перед 8161 зрителем. В 1982 году — по просьбе В. Полунина перед труппой «Лицедеев». Предложение В. Полунина поставить у него спектакль и преподавать в студии не могло быть реализовано из-за третьего высокого этажа, на котором тогда располагался зал «Лицедеев». Выступали по приглашениям перед труппами гастролировавших в Ленинграде театров... В 1982 году по договору с театром Выборга написал для одного из спектаклей музыку песен.
С 1981 года «Частная труппа» пропагандировала поиск в языке.
С 1983 по 1987 годы режиссер и актеры «Частной труппы» воспитывали на окраине города детский театр «Да-да-да». Труппа взрослых актеров под названием «ДаНет» на хозрасчете с 1988 года — приняла новых художников и актеров.
1988 год — Презентация театра «ДаНет» в Доме Дружбы. В зале секретари двух десятков отделений общества «Италия — СССР» из разных городов. Успех. Приглашение в города Лукка и Пьяченца. Отсутствие помещения, в котором бы сохранились материалы и реквизит театра, хлопоты о помещении не дали поехать...
1989 год — Рождение сына Матвея. Приглашение в Югославию. В последнюю минуту из-за отсутствия части мест в гостинице администратор отказался везти труппу.
1990 год — Событие. Из театра «ДаНет» выявился новый театр «Группа АХЕ». Он состоит из трех художников «ДаНет». «АХЕ», выращенные на методике Б. Понизовского — без его вмешательства — показывает вариантные урбанистические спектакли. Б. Понизовский здесь критик-зритель. На его взгляд художники более опосредованы, чем актеры, и ближе к его теоретическим предложениям. Два спектакля театра были куплены ассоциацией московской интеллигенции «Мир Культуры» для показа в Москве детским домам, опекаемым ассоциацией, и своим специалистам. «ДаНет» получил афиши «элитарного театра из Санкт-Петербурга». Оба спектакля: комбинаторный, кукольный «ПРО ЧТО» и взрослый проект языка и жанров театра — пантомима с частями кукол, масками и предметами — «ИЗ ТЕАТРАЛЬНОЙ ТИШИНЫ НА ЯЗЫКЕ ФАРСА» (вариант для 4 актеров), — смотрелись празднично в консерваторском зале имени Рахманинова.
1991 год — В мае прошли гастроли в ФРГ: «ИЗ ТЕАТРАЛЬНОЙ ТИШИНЫ НА ЯЗЫКЕ ФАРСА» (вариант для 2 актеров), акция «АХЕ» и выставка офортов и масок двух из четырёх художников театра «ДаНет». Рецензии об одухотворенной технике и ошеломляющей простотой фантазии с предметами. В июле в «ДаНет» приняты молодые режиссер и актеры, нашедшие друг друга для создания своего театра под названием «Никто не знает». «ДаНет» будет выращивать еще один коллектив, для лаборатории им отдан антураж «ДаНет»... Продолжаются репетиции с текстом А. Стриндберга, с пьесой японского драматурга Б. Минору. Готовятся эскизы для 8 монологов «Мимиамбов» (моноспектакль) Ждут антуража моноспектакль о любви из рассказа Д. Верга «Волчица» и пьеса москвича Ю. Волкова «Пенелопа». Подготавливаются эскизы по тексту повести африканца Тутуолы «Путешествие в город мертвых» и «Средневековых французских фарсов». Ждет художника пьеса Н. Самвеляна «Ночная гостья». У Б. Понизовского проходит в Амстердаме в галерее «Ра» выставка-продажа двенадцати миниатюр (брошей). Партия из пятидесяти миниатюр взята в Москву для выставки-продажи в Южной Корее.
Продолжается борьба за принадлежащее с 1989 года театру помещение.