Выдающийся русский скульптор.
Родился крепостным человеком тульского помещика Шатилова, потом отпустившего его на волю. Юные годы Орловский провёл, в качестве работника, в мастерской одного московского мраморщика, а затем у П. Трискорни, в Санкт-Петербурге, отлично усвоив себе приемы рубки мрамора и усердно упражняясь, в часы св
ободные от хозяйских работ, в рисовании и лепке из глины. В 1822 году вылепленный им бюст императора Александра I был, при посредстве скульптора И. П. Мартоса и президента академии художеств А. Оленина, поднесён императрице, и Орловский был принят в ученики Академии художеств. Однако, вскоре после т
ого последовал новый приказ отправить его немедленно в Рим, в ученики к Б. Торвальдсену. С 1823 года Орловский в течение шести лет трудился под руководством знаменитого датского ваятеля и исполнил в это время, кроме других, менее важных работ, колоссальный бюст императора Александра I по модели Торв
альдсена, группу «Фавн и Вакханка», статуи Фавна со свирелью в руках и Париса. Впоследствии эти произведения были, по заказу императора Николая I, вырублены художником из мрамора; ныне они находятся: бюст — в одном из залов сената, группа — на даче Знаменка, близ Петергофа, а обе статуи в Эрмитаже.
Вернувшись в Санкт-Петербург в 1829 году, Орловский через два года, в уважение своих римских работ, был признан академиком и назначен исправляющим должность профессора в скульптурном классе академии, а в 1836 году утверждён в этом звании.
Главные произведения, созданные им в Санкт-Петербурге — ст
атуя ангела, украшающая собой вершину Александровской колонны на Дворцовой площади Зимнего дворца, один из барельефов этого памятника, монументы Барклаю-де-Толли и Кутузову у Казанского собора и семь фигур гениев, вылепленных для триумфальных ворот за Московской заставой. Как в указанных, так и в пр
очих работах Орловский, вообще, отразилось влияние его наставника, Торвальдсена, хотя до некоторой степени проявилась и оригинальность. Он не обладал пылкой фантазией, но прекрасно соединял в своём творчестве идеализацию, основанную на антиках, с естественной грацией, а в портретных изображениях — с
точной характеристикой личностей.
Статуя ангела на Александровской колонне
Работы над скульптурой начались в сентябре 1830 года, когда сама колонна уже начала воплощаться в камне.
Колонна представляет из себя цельный полированный элемент из розового гранита, стоящий на украшенном барельеф
ами квадратном в плане пьедестале.
Верх колонны венчает бронзовая капитель дорического ордера. Её верхняя часть — прямоугольная абака сделана из киричной кладки с бронзовой облицовкой. На ней установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом, внутри которого заключён основной опо
рный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и ещё двух слоёв гранита в основании.
Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского. В левой руке ангел держит четырёхконечный латинский крест, а правую возносит к небу. Голова ангела наклонена, его взгляд устремлён на земл
По первоначальному проекту Огюста Монферрана, фигура на вершине колонны опиралась на стальной прут, который позже был удалён, и при реставрации 2002—2003 годов выяснилось, что ангел держится за счёт своей собственной бронзовой массы.
Мало того, что сама колонна выше Вандомской, фигура ангел
а превосходит по высоте фигуру Наполеона I на Вандомской колонне. Чертам лица ангела скульптор придал сходство с лицом Александра I. Кроме того, ангел крестом попирает змея, что символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над наполеоновскими войсками.
Лёгкая фигура