Гвардии капитан Б. М. Литвинчук совершил 450 боевых вылетов, в 44 воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника. 16 Мая 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 1 Июня 1917 года на станции Аджикабул, ныне город Кази - Магомед ( Азербайджан ), в семье рабочего. Жил в городах Кази - Магомед, Тбилиси, Батуми. По окончании 7 классов средней школы и школы ФЗУ в Тбилиси, был токарем авторемонтного завода. Окончив Батумский аэроклуб , работал в нём лётчиком - инструктором. С 1937 года в ВМФ. В 1938 году окончил Ейскую военно - морскую авиационную школу пилотов. Служил в 94-й эскадрилье ВВС Черноморского флота.
С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Апрелю 1944 года командир эскадрильи 11-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я минно - торпедная авиационная дивизия, ВВС Черноморского флота ) Гвардии капитан Б. М. Литвинчук совершил 450 боевых вылетов, в 44 воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника. 16 Мая 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Всего совершил 459 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 18 самолётов лично и 9 - в группе с товарищами.
Участник разгрома милитаристской Японии в 1945 году. В 1950 году окончил Высшие лётно - тактические курсы. В 1955 году окончил Военно - морскую академию. С 1961 года Полковник Б. М. Литвинчук - в запасе. Жил в Калуге ( дом № 37 по улице Софьи Перовской ), работал заместителем директора по кадрам турбинного завода. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, 12-ю медалями.
* * *
Судьба Бориса Литвинчука подобна судьбам тысяч его сверстников - комсомольцев 1930-х годов. По окончании 7 классов и школы ФЗУ, работал токарем авторемонтного завода в Тбилиси. Там, без отрыва от производства, закончил аэроклуб. После чего, работал лётчиком - инструктором в аэроклубе города Батуми. Окончив в 1938 году Ейскую военную авиационную школу морских лётчиков, служил в 94-й эскадрилье Черноморского флота. Уже тогда Борис отличался целеустремлённостью, высокой техникой пилотирования, умением вести активный воздушный бой.
В предвоенный год лётчики Борис Литвинчук и Евграф Рыжов первыми в авиации ВМФ освоили систему подвески истребителей к тяжёлым бомбардировщикам, разработанную советским конструктором В. С. Вахмистровым. Они освоили полёт, взаимодействие и боевое применение И-16 в качестве истребителей - бомбардировщиков с помощью самолёта - авианосца ТБ-3. Потом обучили своих товарищей этому необычному полёту.
С началом Великой Отечественной войны в составе 32-го авиационного полка защищал Кавказ. Участвовал в боях за освобождение Новороссийска, Тамани, Николаева, Одессы, Крыма и Севостополя.
Борис Литвинчук быстро стал одним из самых искусных боевых лётчиков полка. Летая в составе эскадрильи Капитана А. В. Шубикова на "подвесках" ( СПБ ), участвовал в операциях по разрушению Чернаводского моста на Дунае, наносил удары по военно - морской базе Констанца, речным переправам на Днепре и дальнобойным батареям врага под Перекопом.
Второй вылет на бомбардировку кораблей во вражеском порту едва не стал для Литвинчука последним. Вспоминает сам Борис Михайлович:
"Задание мы выполнини - бомбы попали точно в корабли, угодили и в док. Но на отходе нас атаковала большая группа "Мессеров". Наши самолёты имели ограниченный запас бензина и поэтому, ведя бой, мы всё время оттягивались в сторону Одессы.
Маневрируя, я зашёл в хвост Ме-109, который стал уходить, а я погнался за ним, предвкушая победу. Но это был обман, отвлекающий моё внимание. Увлекшись атакой, я услышал и почувствовал неприятный дробный стук в бронеспинку. Сразу понял, что на хвосте сидит "Мессер". Оглянулся - точно. Произвожу резкий маневр, чтобы оторваться, и одновременно отдаю ручку от себя. Самолёт несётся к воде. А моего преследователя перехватил Шубиков. Спешу на помощь Арсению. Теперь уже Ме-109 удирает от нас. Смысла гнаться за ним нет, так как топлива осталось совсем мало. Снижаемся до бреющего полёта, вскоре показывается Одесса, мы на аэродроме. Через некоторое время садятся ещё два И-16. А Серафим Кузьмин и Дмитрий Скрынник так и не вернулись - их сбили "Мессеры".
Этот бой особенно запомнился Литвинчуку, послужил для него хорошим уроком. А боевые вылеты продолжались... Однажды, выполняя боевое задание, Борис над Констанцей был атакован 3 истребителями Ме-109. Приняв бой, Литвинчук 15 минут сражался в одиночку и победил - сбил один из "Мессеров", а оставшиеся ушли ни с чем. Тогда он вернулся на свой аэродром с 62-мя пробоинами в самолёте. За успешную боевые действия в качестве "истребителя - бомбардировщика", Борис был награждён орденом Красного Знамени.
...Враг осаждал Севастополь. Литвинчук и его друзья почти не выходили из боя. Штурмовки, воздушные бои заполняли их фронтовую жизнь. Однажды была поставлена задача разгромить в районе Бахчисарая автоколонну противника. В одном звене летели на штурмовку Н. Павлов, Б. Литвинчук и П. Данилин, второе возглавлял сам Командующий ВВС Черноморского флота Генерал - Майор авиации Николай Остряков. С ним летел Николай Наумов. За ними поднялись в воздух ещё несколько звеньев. Самолёты пронеслись над бухтами, перелетели линию фронта.
Истребители шли на малой высоте. По дороге на Севастополь двигалась колонна немецкой техники. Павлов первым пошёл в атаку, за ним ринулись Литвинчук и Данилин. Немцы открыли огонь из всех видов оружия, но истребители не отвернули. Начали гореть и сталкиваться автомашины. Образовалась пробка. Остряков в паре с Наумовым сбросили бомбы с Як-1. Противник в панике бежал от дороги, прячась в канавах, но меткие очереди наших лётчиков настигали их.
На обратном пути несколько Ме-109 атаковали наши самолёты. Пара вражеских истребителей набросилась на самолёт командира полка Н. Павлова. На помощь пришёл Литвинчук. Его пулемётная очередь решила судьбу "Мессера", который вспыхнул и потянул за собой до самой земли дымный чёрный хвост. Однако враги, имея преимущество в скорости и маневре, упорно наседали. Литвинчук и Данилин не отставали от командира, отбивали атаки Ме-109. Второй "Мессер" сразил Павлов. Так закончился этот бой - один из многих, в которых участвовал Борис Литвинчук.
Охраняя корабли, прикрывая порт Туапсе, комэск Литвинчук при защите Кавказа воевал отважно и умело. За короткий срок он уничтожил тогда в воздушных боях ещё 7 самолётов врага.
Противник в то время всё чаще использовал свои истребители для охоты за нашими самолётами, летавшими вдоль Кавказского побережья. Борьбу с такими "охотниками" вели и пилоты 32-го авиаполка.
Однажды шестёрка Як-1, ведомая Литвинчуком, вылетела на отражение налёта немецких бомбардировщиков на Туапсе. С ходу "Яки" врезались во вражеский строй. Вот уже сбит один "Хейнкель-111", второй... Остальные сбросили бомбы в море и повернули назад. Налёт неприятеля был сорван. Шестёрка "Яков" продолжала барражировать, так как ожидался подход других групп бомбардировщиков. Но вместо них внезапно появилась над морем пара Ме-109. Жора Колонтаенко заметил их первым и атаковал ведущий "Мессер". Из загоревшейся машины, падающей в море, выпрыгнул лётчик. Второй Ме-109 после стремительного удара "Яков" тоже врезался в воду.
Через некоторое время командующий ВВС Черноморского флота Генерал - Майор авиации В. Ермаченков привёз в полк немецкого пилота, сбитого в том бою и подобранного в море. Он оказался асом, недавно прибывшим из - под Берлина, и утверждал, что за короткое время уничтожил 6 наших самолётов. За эту победу сержант Георгий Колонтаенко был награждён орденом Ленина. Борис был очень рад за своего ведомого.
Отличился Литвинчук и в период боёв за Новороссийск летом 1942 года. Только в Июле - Августе, пилотами 32-го истребительного авиаполка, который базировался на аэродроме Лазаревское, сбили в воздушных боях 60 самолётов противника. Командир 2-й авиаэскадрильи этого полка Капитан Б. М. Литвинчук лично сбил 3 вражеских самолёта.
Пройдёт больше года и вновь в небе Новороссийска Борис Литвинчук будет вести смертельные поединки с самолётами противника, одержит ещё несколько побед. Поддерживая наших десантников, лётчики - истребители действовали смело и решительно.
10 Сентября 1943 года противник, подтянув авиацию с Украины и Крыма, решил во что бы то ни стало прорваться к Новороссийску и нанести мощные бомбовые удары по нашим войскам. Утром большая группа бомбардировщиков, часто меняя высоту ( стараясь тем самым обмануть наши посты наблюдения с локаторами ), направилась к городу.
Литвинчук, возглавлявший восьмёрку истребителей, пошёл им навстречу. Вскоре увидел две девятки "Хейнкелей", шедших чётким строем "клин", в сопровождении 12 истребителей Ме-109. Восемь против тридцати...
Развернувшись навстречу врагу, он повёл группу в лобовую атаку. Противник был ошеломлён дерзостью отважной восьмёрки. Гвардейцы с ходу врезались в строй бомбовозов, обрушив на них лавину огня. Вражеские лётчики дрогнули, строй их стал распадаться. "Мессеры", упустившие момент для контратаки, беспорядочно кружились, боясь оказаться меж двух огней. Некоторые "Хейнкели" начали беспорядочно сбрасывать бомбы в воду...
Литвинчук устремился к головному бомбардировщику. Немецкий вожак был опытным пилотом. Умело маневрировал, уклоняясь от трасс истребителя, давал возможность своим стрелкам вести ответный огонь. Несколько раз их очереди едва не задевали наш истребитель.
Борис атаковал упорно и терпеливо. Вот одна из очередей ударила в фюзеляж "Хейнкеля", вторая - в правый мотор. Бомбардировщик задымил, косо потянул вниз...
"Мессеры", разделившись на группы, вступили в бой с Гвардейцами. На Литвинчука устремились сразу две пары, пытаясь зажать его в клещи. Борис виртуозно вышел из - под удара. Вскоре ему удалось завладеть инициативой. Но время работало на врага - они пытались связать боем наши истребители, не давая им возможности атаковать другие группы "Хейнкелей", шедшие на Новороссийск.
С КП Литвинчуку было приказано немедленно вернуться к объекту прикрытия. Комэск умело вывел своих ведомых из боя и собрал в группу. Вся восьмёрка строем вернулась к малой земле. Вскоре её сменила другая группа Гвардейцев...
11 Сентября Борис Литвинчук сбил очередной вражеский самолёт. Тогда он, возглавляя шестёрку истребителей, получил указание с земли уничтожить вражеский корректировщик FW-189. "Рама" под прикрытием 6 Ме-109 ходила галсами на высоте 4500 метров над Новороссийском, корректируя огонь своей дальнобойной артиллерии. Литвинчук ушёл в сторону солнца, набрал 5000 метров. Приказал четвёрке Краснова связать боем "Мессеры", сам с Пашутовым устремился к корректировщику.
Ведомый надёжно прикрывал командира. Экипаж "Рамы", видя, что "Мессеры" скованы боем, принялся маневрировать, уклоняясь от атак резкими эволюциями. Затем, поняв, что надолго лишился прикрытия и отбиться не удастся, стал пикировать в сторону Тамани. Угол снижения доходил 80 градусов. Литвинчук не удовлетворился срывом корректировки вражеского артогня и, в свою очередь, рискованно сманеврировав, всадил пару очередей в один из фюзеляжей "Рамы".
Убедившись, что отбил у FW-189 охоту висеть над позициями наших войск, вернулся к товарищам. "Мессеры", заметив это, стали поочерёдно выходить из боя. Однако один, очевидно ведущий группы, решил помериться силой с Борисом. После бешенной воздушной карусели Литвинчук крепко насел на хвосте немецкого аса и открыл огонь. Стремясь оторваться от преследования, тот перешёл в крутое пике. Но "Мессер" не "Рама". Борис быстро настиг его, сблизился до 50 метров и почти в упор расстрелял. Немецкий истребитель загорелся, крутнув несколько оборотов в штопоре, с воем врезался в землю...
Ведомыми был сбит ещё один Ме-109. А через несколько дней после этого боя вернувшегося из очередного полёта Литвинчука на аэродроме окружили друзья и поздравили с победой. Оказалось, что пилот сбитого им "Мессера", был прославленным немецким асом, одержавшим немало побед на фронтах Западной Европы.
Неизвестно, когда в эти осенние дни отдыхал комэск Литвинчук. Получал задания и отдавал приказы, выслушивал доклады и докладывал сам, формировал группы и направлял их в бой... А главное - летал ! Лично водил своих подчинённых с самые отчаянные схватки. И всегда побеждал.
В последний день боёв за Новороссийск, 16 Сентября 1943 года, он вылетел по тревоге во главе четвёрки. Огромный вражеский гидросамолёт Blohm und Voss BV-138, в простонаречии называемый "Гамбург-138", ходил на траверзе Геленджика на высоте 30 метров над морем галсами, очевидно, осуществляя поиск наших подводных лодок или экипажей сбитых самолётов. На Чёрном море эти трёхмоторные чудовища появились в конце 1942 года. Имея 6 человек экипажа, мощное пушечно - пулемётное вооружение, надёжную бронезащиту и обладая большой дальностью полёта, они активно действовали на наших коммуникациях, взаимодействуя с итальянскими торпедными катерами, создавая напряжённую обстановку у побережья. Сбить или серьёзно повредить такую махину было очень непросто.
Набрав 600 метров, четвёрка Литвинчука разделилась попарно и стала атаковать с двух сторон. "Гамбург" развернулся, снизился почти до самой воды ( для него это опасности не представляло ) и, маневрируя, стал уходить на повышенной скорости в сторону Анапы. Атаки истребителей следовали одна за другой, но "Гамбург" оставался неуязвимым. Его экипаж вёл сильный ответный огонь из всего оружия. Пули и снаряды роем неслись в сторону наших машин.
Гвардейцы продолжали упорно атаковать. Уже не одна очередь впилась в серо - зелёное тело "летающего дракона". Наконец на нём задымил один мотор. Затем второй. Шлейф чёрного дыма пластался за хвостом "Гамбурга". Вскоре он плюхнулся в воду: для низкого полёта не хватило тяги уцелевшего мотора. Попытался маневрировать на воде. Но это у него получилось плохо. Тогда, бешено отстреливаясь, он на повышенной скорости порулил к берегу в направлении Южной Озерки.
Наступал момент для решающего удара. И тут неожиданно сверху на нашу четвёрку устремилось 8 немецких истребителей, очевидно вызванных "Гамбургом" по рации с аэродрома Анапа. Они были уже близко и, по всему, опасались лишь одного: как бы нашим лётчикам не удалось безнаказанно скрыться.
Но не тут - то было. Литвинчук со своими ребятами устремился им навстречу. Чтобы избежать неминуемого столкновения, противник резко взмыл вверх. Литвинчук и его ведомые в точности повторили их маневр. Затем навязали врагу активный бой. Закружилась смертельная карусель...
В ходе боя число вражеских машин увеличилось до 14. Литвинчук доложил на КП обстановку, попросил выслать им помощь. О том, чтобы выйти из боя, ни у кого из четвёрки не возникало и мысли.
Вот комэск сошёлся на встречном курсе лоб в лоб с одним из "Мессеров". В последний момент обе машины свечой взмыли вверх, по энерции продолжая сближаться. Немец отвернул первым, и потому шёл чуть выше Литвинчука. На какой - то миг оказался он в прицеле. Этого было достаточно. Короткая очередь, отход в сторону. Ме-109 сорвался в штопор и врезался в воду в районе Южной Озерки.
На помощь нашей четвёрке подошло подкрепление и бой стал ещё более ожесточённым. Пара "Мессеров" зашла в хвост машины Литвинчука. Противник решил отколоть самого опасного советского пилота от основной группы и расправиться с ним в стороне. Командир звена Пётр Краснов вовремя понял это. Выйдя из боевого разворота, решительно устремился на помощь. Его ведомый Георгий Колонтаенко, искусно перейдя в правый пеленг, с короткой дистанции дал очередь по ведущему Ме-109. Объятый пламенем враг по крутой глиссаде скользнул в море...
Колонтаенко устремился наперерез второму, дал заградительную очередь. Но противник уже нажал на гашетки. Сноп огня пронёсся рядом с машиной Литвинчука. Георгий снова прицелился. Прошитый огнём "Мессер" отвернул к берегу, волоча за собой чёрный хвост...
Потеряв своего ведущего, противник поубавил пыл. Их атаки становились всё менее активными. Вскоре, один за другим, "Мессеры" стали отворачивать в сторону Анапы.
На исходе был бензин и у наших. Литвинчук искусно вывел друзей из боя. Вскоре они благополучно вернулись на свой аэродром. Пролетая вблизи Южной Озерки, увидели "Гамбург": его буксировали катером в сторону Анапы... В этот же день город Новороссийск был полностью освобождён от немецких войск.
...Весной 1944 года начались упорные бои за Николаев. Лётчики 11-го Гвардейского истребительного авиаполка прикрывали действия 23-го отдельного штурмового авиационного полка, нанося удары по аэродромам противника в районе Кульбакино и Водопой. На этих аэродромах было сосредоточено большое количество вражеских самолётов. Только при одном налёте 12 штурмовиков и 18 истребителей было уничтожено 8 и повреждено 7 самолётов на земле, а в воздушных боях сбито 13 вражеских машин. Особенно отличились в этих боях Капитаны Б. М. Литвинчук, В. А. Наржимский, Н. А. Кисляк, Старшие лейтенанты Д. А. Стариков и В. И. Щербаков. Каждый из них одержал по нескольку воздушных побед. Оба полка были удостоены почётных наименований "Николаевских".
К Апрелю 1944 года комэск 11-го Гвардейского истребительного авиаполка Гвардии капитан Б. М. Литвинчук совершил 450 боевых вылетов. Проведя 44 воздушных боя, он уничтожил лично 16 самолётов противника. 16 Мая 1944 года Бориса Михайловича Литвинчука, одного из ветеранов 32-го авиаполка, вложившего значительный вклад в преобразование его в 11-й Гвардейский, однополчане сердечно поздравили с присвоением высокого звания Героя Советского Союза.
19 Декабря 1944 года Капитан Б. М. Литвинчук поднялся в воздух вместе с ведомым Лейтенантом Г. П. Колонтаенко. Над морем они обнаружили одиночный бомбардировщик Ju-88, летевший в Крым. Пара истребителей немедленно атаковала его, надеясь на лёгкую победу, но вражеский экипаж умело маневрировал и отстреливался из бортового оружия. Литвинчук повторил атаку, и вдруг с его головы по непонятной причине упали радионаушники. Пилот не обратил на это особого внимания и продолжал атаковать, пока Ju-88 не врезался в воду.
А между тем рядом с ним была смерть. Совсем рядом ! Пуля из крупнокалиберного пулемёта пробила фонарь кабины, перебила на голове пилота стальную дужку наушников и, словно бритвой, срезала полоску волос. Да, смерть была буквально в миллиметрах от него, а лётчик вроде и не почувствовал сразу её леденящего дыхания.
И лишь перед ужином, взглянув в зеркало на свою попорченную курчавую шевелюру, которой всегда гордился, Борис Литвинчук сказал негромко: "Ведь знал, гад, как мне настроение испортить. Но я ему за это башку снёс..."
В одной из листовок, выпущенной весной 1944 года, говорилось следующее:
"Наиболее характерная черта, которая всегда отличала Бориса Михайловича Литвинчука, - это любовь к авиации, к лётному делу, любовь до самозабвения, перед которой нет непреодолимых препятствий.
...Когда начались боевые действия, Борис уже был отличным истребителем. Он прекрасно знал материальную часть самолёта, безукоризненно пилотировал, по - снайперски стрелял.
450 боевых вылетов совершил Гвардии Капитан Б. М. Литвинчук. 44 раза участвовал он в воздушных боях, произвёл 10 эффективных бомбардировок, 29 штурмовых ударов, 20 раз летал на воздушную разведку. 16 немецких самолётов уничтожил черноморский ас. А его эскадрилья - около 100..."
Борис Литвинчук был не только замечательным воздушным бойцом, но и умелым воспитателем молодых, подчинённых ему лётчиков. Во время боёв и в часы коротких передышек он учил их, как надо громить врага с наименьшими потерями.
За период войны отважный лётчик совершил 459 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 18 самолётов лично и 9 - в группе с товарищами. При штурмовке уничтожил десятки различных автомашин, артиллерийских установок, участвовал в уничтожении складов с боеприпасами, нефтехранилищ, потоплении 2 вражеских кораблей, разрушении 2 мостов противника, разгроме войск милитаристской Японии в 1945 году. Лётчики его эскадрильи повергли 102 неприятельских самолёта.
После войны Борис Михайлович продолжил службу в ВМФ. Окончил Высшие лётно - тактические курсы и Военно - Морскую академию. В 1961 году вышел в запасе. Живя в городе Калуге, работал заместителем директора по кадрам турбинного завода.