Популярные личности

Борис Криштул

Известный организатор кинопроизводства.
На фото Борис Криштул
Категория:
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Шон Коннери дежурил у телефона, мечтая сняться в моем фильме.

К Эльдару Александровичу я отношусь с большим уважением. Но, когда он пытается поставить себя в ряд гонимых, "прижимаемых" когда-то властью людей, таких как Тарковский или Параджанов, Шукшин или Муратова, - это далеко от правды.


Борис, в своей книге вы пишете уважительно обо всех, с кем работали как директор фильмов, но нельзя не заметить, что Эльдар Рязанов в ваших воспоминаниях - не самый героический персонаж. Почему вы позволили себе критику в адрес "священной коровы" нашего кинематографа?

- К Эльдару Александровичу я отношусь с большим уважением. Но, когда он пытается поставить себя в ряд гонимых, "прижимаемых" когда-то властью людей, таких как Тарковский или Параджанов, Шукшин или Муратова, - это далеко от правды.

Вы работали директором лишь на одном его фильме - "О бедном гусаре замолвите слово". У вас с ним возникали конфликты?

- Я бы сказал, что конфликт был в большей мере профессиональный, кинематографический, а не человеческий. После "Экипажа" я стал популярным директором, у меня было на руках пять-шесть сценариев, я мог выбирать. Вдруг в коридоре "Мосфильма" встречаю знакомого по телеэкрану человека - Эльдара Рязанова, который говорит мне: "Я чувствую: у нас с вами одна группа крови. Я хочу, чтобы вы поработали на моей картине по сценарию Григория Горина "О бедном гусаре замолвите слово". У Рязанова такое обаяние, что ему не откажешь. Все съемки должны были проходить в районе Петропавловской крепости. Поехал в Питер, чтобы встретиться с директором Петропавловской крепости, она говорит: "Ведь у меня до вас уже был Рязанов с другим директором, и я ему сказала, что на съемки у нас должно быть разрешение мэрии города". Первый рязановский "сюрприз" - почему не сказал? Зачем я к этой директорше впустую приехал? Возвращаюсь в Москву. Буквально на следующий день Рязанова и меня вызывает Стелла Ивановна Жданова - заместитель председателя Гостелерадио СССР Лапина.

Помнится, железная была женщина, много она "творцам" крови попортила.

- Да и мы от этого свидания с ней ничего хорошего не ждали. Заходим в кабинет, и она сразу же, как ушат холодной воды вылила: "Фильм закрывается". С этим мы и ушли. Но в машине я вспомнил, что нас ждет зам мэра Ленинграда. "На кой мне эта встреча, если картину закрыли", - сказал Рязанов и с этим отправился домой. Мне одному пришлось ехать в гостиницу "Россия", там общаться с ленинградской верхушкой, выпивать, раздавать комплементы их дамам, заручаться поддержкой на будущее. Это знакомство потом, при съемках, нам очень пригодилось. Тогда я понял: даже когда Рязанов и может помочь, что-то нужное для дела отстоять, он устраняется. Все сложные проблемы перекладывает на других. А фильм потом запустили, после того как Горин и Рязанов пошли на компромисс и сделали поправки в сценарии.

Марчелло Мастояннни завелся от игры Татьяны Самойловой

Борис, вы работали на одном из первых совместных с Западом фильмов "Красная палатка". Как состоялась тогда эта постановка: ведь там, кроме Клаудиа Кардинале, Питера Финча, Марио Адорфа, сам Джеймс Бонд - Шон Коннери в фильме играет?

- До "Красной палатки" у нас был лишь один совместный фильм, и тоже с итальянцами - "Они шли на Восток" Де Сантиса. Было ясно: фильм об экспедиции генерала Нобеле без итальянцев и их валюты не снять. И тогда, чтобы заинтересовать иностранцев, в Риме была устроена ретроспектива фильмов Михаила Калатозова. И если его фильмы "Валерий Чкалов" и "Верные друзья" итальянцы смотрели с любопытством, но без особого восторга, - на просмотр "Летят журавли" пришел весь цвет кинематографа. Ведь все знали, что лента получила "Золотую пальмовую ветвь" на фестивале в Канне. Пришел Марчелло Мастрояни, который потом не мог успокоиться от игры Татьяны Самойловой, пришли другие знаменитости и почти все итальянские продюсеры. Среди зрителей был и Франко Кристальди - продюсер, работавший с Марко Феррери, Федерико Феллини, Лукино Висконти… И он попросил познакомить его с Михаилом Калатозовым. Калатозов сразу же после рукопожатия сказал: "У меня есть идея снять фильм о вашем генерале Нобеле и его экспедиции на Северный полюс". Кристальди секунду подумал и сказал: "Господин Калатозов, я - за. Но одно условие - должна быть главная женская роль". Калатозов замер: "Но в дирижабле не было женщин". "Пусть ждет на берегу", - ответил Кристальди. На этом они расстались, обменявшись телефонами. Так родилась медсестра Валерия. Из-за этой роли Нагибин переписывал сценарий ни один раз. И на каждый из вариантов получали от Кристальди один и тот же ответ: "Я счастлив работать с советским режиссером Калатозовым и сценаристом Юрием Нагибиным. Сценарий прекрасный, но хотелось бы увеличить роль Валерии".

Он уже был женат на Клаудиа Кардинале?

- Нет, они только собирались пожениться. Короче, к работе над сценарием подключился Кончинни, известный у нас по фильму "Развод по-итальянски". И тот прописал роль Валерии так, что главной становится медсестра, а генерал Нобеле уходит на второй план. Еще один сценарист, англичанин Роберт Болт, который к тому времени уже получил "Оскара" за "Доктора Живаго", написал всего три фразы. Там был эпизод, где общаются живые и мертвые. Происходит разговор, где генерал Нобеле, которого играл великолепный английский актер Питер Финч, отвечает на вопросы Амундсена. "Почему вы покинули льдину первым?" Он говорил: "Я хотел возглавить на земле все мероприятия по спасению". Первооткрыватель Южного полюса Амундсен, который погиб именно на поисках Нобеле (сел в самолет, улетел и не вернулся), спрашивал: "Когда ты улетал и тебя первого взяли со льдины, ты думал о своих товарищах, которых оставляешь?" - "Да". "О дочери?" - "Да". "О горячей ванне?" Нобеле смотрит на Амундсена, потом говорит: "Да... Боже мой! Боже мой - я думал и о горячей ванне". Весь героизм Нобеле стирался этой фразой.

Ведь Нобеле, кажется, еще был жив?

- Да, ему был 91 год. Поэтому, эта фраза устроила Калатозова и Кристальди, но реакция Нобеле могла быть самой негативной, он мог подать на создателей фильма в суд. И тогда в группу специально был взят переводчик, который контактировал бы с Нобеле, но сделал бы все, чтобы до выхода картины генерал не увидел ни одного фрагмента фильма.

Клаудиа Кардинале была капризна?

- Кроме того, что нам в срочном порядке пришлось соорудить накануне приезда Кардилане персональный туалет рядом со съемочной площадкой, положенный звезде по контракту, каких-то специальных благ не потребовалось.

Как удалось пригласить на роль Амундсена Шона Коннери?

- Этим приглашением занимался Франко Кристальди. Для фильма была нужна суперзвезда. Сначала Франко поехал в Лондон, чтобы уговорить Лоуренса Оливье сниматься в роли Амундсена. Но это был сентябрь 1968 года, и когда Кристальди предложил Оливье роль у советского режиссера, тот ответил: "Советские танки вошли в Прагу и поработили страну. Я не буду участвовать в советском проекте". Такой же ответ он получил от Пола Скофилда. Кристальди понял, что в Европе актера не найти. И он отправился за океан, в Голливуд. А в это время, на банкете по случаю начала съемок четвертой серии Джеймса Бонда, выпив немножко виски, Шон Коннери подходит к продюсеру "Агента 007" и говорит: "За те же деньги, что в предыдущих картинах, я больше сниматься не буду, добавь мне 150 тысяч долларов к гонорару в 650 тысяч". (А по тем временам это как минимум 10 миллионов сегодняшних). На что продюсер вдруг сказал: "Нет Шон, с деньгами сейчас сложно, будешь сниматься за те же деньги". Шон Коннери отказался. Он думал, что разговор не серьезный. Потом до него доходят слухи, что на Бонда пробуются другие актеры. И он, никогда сам не снимавший телефонную трубку, просто дежурит у телефона. Звонок. Шон хватает трубку - это был Кристальди со своим предложением сняться в фильме советского режиссера Калатозова. И хотя Шон тоже знал о танках в Праге, он тут же соглашается. Ему надо было показать, что он востребованный актер, не знающий простоев.

Олег Даль на съемках "Экипажа" признался, что серьезно болен

А теперь поговорим об "Экипаже". Это ведь первый и лучший наш фильм в жанре катастроф…

- Александр Митта начал его снимать в 1979 году. К этому времени уже вышли "Челюсти", "Ад в поднебесье", "Землетрясение", "Приключения Пассейдона". В Голливуд благодаря этому жанру деньги уже текли рекой. Но как только слухи о том, что "Мосфильм" собирается снимать кино о катастрофе, дошли до Министерства гражданской авиации, мы узнали: что снять его нам не дадут. Министр авиации Бугаев даже собирался обратиться с жалобой в ЦК КПСС на "Мосфильм". Мы с Миттой напросились к министру на прием. Бугаев когда-то был личным летчиком Брежнева, и когда Леонид Ильич стал генеральным секретарем ЦК КПСС, тот сразу сел в кресло министра. Обо всем этом мы узнали от него. Прием длился 3 часа. Министр говорил без перерыв о том, что советская авиация - самая лучшая в мире, самолеты - самые надежные, а мы только сидели и слушали. Когда нам все же удалось раскрыть рот, объяснили, что катастрофа происходит в Африке из-за стихии, что сам подвиг свершается на территории Советского Союза. "Это, братцы, другое дело, - сказал министр, - я - за такой фильм о героях".

А как удалось найти покореженный самолет? Ведь с авиацией у нас тогда все было в порядке.

- Как минимум на полторы недели нам нужно было иметь самолет в полное распоряжение съемочной группы. Короче, договорились, что Митта ищет актеров, а я ищу самолет. Скажем, сижу в компании и разговариваю с девушкой, она думает, что я флиртую, а я выспрашиваю: "У вас есть кто-нибудь в "Аэрофлоте", может быть, дядя у вас летчик". Если говорит "нет", то девушка для меня не интересна, пересаживаюсь к другой и снова узнаю, может, брат двоюродный или родной в "Аэрофлоте" служит… Такой маниакальный поиск дает результат. Узнаю, что в Новосибирске что-то случилось с самолетом. Оказалось, что шел рейсовый самолет Москва - Новосибирск на посадку и летчик увидел дым из самолета, который стоял на поле. Сообщил диспетчеру. Кстати, любой самолет сгорает за три минуты. Пока приехали пожарные, от самолета один хвост остался. Вот этот хвост, останки самолета, мы и довезли из Сибири в Москву. В хвосте снимали несколько ключевых сцен, а "тело" самолета нашли в Москве. Помог российский идиотизм, по-другому не скажешь. В рейсовом самолете Киев - Москва какой-то человек перевозит ртуть. Случайно он разливает ее, а она ведь разъедает металл. Самолет "заруливают" во Внуковский ремонтный завод. Я поехал к директору завода, мы с ним выпили, задружились, и самолет был наш. Вообще, по сегодняшним меркам такая картина, как "Экипаж", стоит 60-80 миллионов долларов. В 80-м году она нам обошлась в 1 миллион 200 тысяч, из них половина - стоимость комбинированных съемок.

Известно, в фильме должен был сниматься Олег Даль. Почему его заменили?

- Митта подобрал звездный ансамбль. Стюардессу должна была играть Елена Проклова, бортрадиста - Олег Даль, второго пилота - Николай Караченцов.

Роль Караченцева сыграл Леонид Филатов?

- Нет, эту роль потом сыграл Анатолий Васильев. Георгий Жженов и Леонид Филатов сразу определились на свои роли. Но при таком звездном составе было ясно, что наш фильм катастрофы ждет катастрофа. Как собрать этих актеров вместе? Ведь все они из ведущих театров и плотно заняты в репертуаре. Сначала ко мне зашел Караченцов (к Митте зайти он побоялся) и сказал, что у него - спектакли и есть лишь один день в неделю для съемок в фильме. Тогда мы с режиссером и оператором начинаем капать Митте на мозги, что нужно искать другого актера. Так в нашем фильме появляется Анатолий Васильев из Театра Советской Армии. Потом отпала Елена Проклова из-за занятости во МХАТе. Мы начали снимать сцены с тремя членами экипажа, пока без стюардессы: Жженов, Васильев и Даль. Снимали десять дней. Через десять дней ко мне в кабинет заходит Олег Даль. И говорит: "Директор, у меня разговор один на один". Закрывает дверь на ключ изнутри и говорит: "Директор, я сниматься не могу…" Я потерял дар речи и стал что-то лепетать: "Олег, такой сценарий, такая роль, ты что?..". Он говорит: "Я болен". А ведь предстоят пересъемки, поиск нового актера. Ужас. Просто катастрофа. Я его уговаривал-уговаривал. Он мне: "Подожди, я много думал, я три ночи не спал. Я текст не "держу", я не помню текст. Митта уже психует. Я болен, смотри". Он встает с дивана, закрывает глаза, вытягивает руки вперед. И я вижу его тщедушную фигурку, вибрирующие руки. Это такое печальное зрелище. На всю жизнь у меня в памяти этот образ Олега с дрожащими руками.

Был скандал из-за пересъемок?

- Конечно, скандал. Но я тогда еще наивно подумал: как хорошо, что для Даля все обошлось без всяких санкций. Только потом я узнал, что было распоряжение три года не снимать Даля в кино. Я об этом узнал через полгода, а через девять месяцев Даль умер в Киеве на кинопробах. Так, что распоряжение о трех годах отлучки от кино он выполнил досрочно.



Поделиться: