Борис Галкин симпатизирует тем, кто верой и правдой служит людям. Защищая их честь и достоинство в фильме «Право на защиту», он настоял, чтобы переписали конец сценария. Первоначально один бандит, на котором пробы негде ставить, остался без наказания. Но его герой, бывший военнослужащий, участник военных действий, после демобилизации занявшийся частным сыском, приперев его к стенке, произносит: «Запомни, сволочь, не все менты — мусора».
Борис ГАЛКИН — артист, сценарист, режиссер, поэт и исполнитель собственных песен (у него два альбома: «За честь и славу Отчизны» и «Вне расписания рейс»). Снялся более чем в сорока фильмах. С 1996 года — заместитель директора по производству киностудии им. Горького. Лауреат премии Ленинского комсомола. Заслуженный артист РФ.
— К СОЖАЛЕНИЮ, сейчас есть спрос на фильмы, где присутствуют насилие, бандитские кровавые разборки, секс. Как вы к этому относитесь?
— Это заигрывание с пороком, которое меня коробит. Не потому, что я в годах, даже будучи молодым, я противился искушениям с душком.
— И вы никогда не согласитесь сняться в подобных фильмах?
— Конечно, даже за сумасшедшие гонорары. Я никогда бы не снялся в «Бригаде». Эти ребята не ведают, что творят. Недавно услышал, как какой-то телеведущий заявил, что, оказывается, не надо бояться эротики, триллеров и фильмов ужасов, якобы они никак не влияют на психику человека. Вранье! История знает много примеров того, как даже прочитанная книга влияла на человека и меняла его мировоззрение. Помните, прочитав произведение Чернышевского «Что делать?», Ленин признался: «Он меня всего перепахал». На эротику и боевики зрителей подсаживают, как на иглу, снова и снова они смотрят подобные фильмы, которые могут потрепать нервы. Это идет во вред созидательной силе человека, его нравственной внутренней крепости, его душе, которая истлевает, получая подобную негативную информацию. Поэтому мне очень важно, ради чего снимается фильм и на какую тему. Если я чувствую, что это принесет вред, не возьмусь за предложенную мне роль.
— Какие книги вам нравятся?
— Я очень люблю Виктора Астафьева. В любом его рассказе видна судьба страны. Между строк можно столько прочитать! Все согрето сердечным участием в судьбе каждого дня жизни нашего Отечества. Просто потрясающе! Я убежден, что истинная литература — это искренность.
— Человек и природа в рассказах и повестях Астафьева неразрывно связаны… Вы, наверное, поэтому согласились на роль в сериале «Тайга»…
— Да, ровно настолько, насколько человек общался с природой, соприкасался с ней, вдыхал ее ароматы, продлится его жизнь в мире, покое и любви. Поэтому эта история про пассажиров разбившегося самолета вызвала отклик в моем сердце. Но, как мне показалось, по сценарию мой герой должен быть каким-то занудой. И мне пришлось немало потрудиться, чтобы сделать из него просто человека строгих нравственных правил. Я старался передать дух старшего поколения, жившего по совести. Если б вы знали, как сопротивлялись продюсеры, режиссер: мол, таких людей не бывает! Съемки проходили в Адыгее, недалеко от Сочи. Там в то лето выпало огромное количество осадков, впервые за последние 75 лет. Был и снег, и дождь, и мороз… Мы попадали в ледяные ловушки, которые образовывали на дороге пробки. В одной просидели почти сутки.
— То есть съемки были натуральные и каскадеров не приглашали?
— За кадром было даже сложнее, чем в кино. Съемочный день длился по 14 часов. Спали всего пять часов в сутки. Но было очень приятно работать в таком составе. Мне очень повезло с Ванечкой Тихомировым. Он по-настоящему чувствующий артист. Если бы не его чуткость, я бы, наверное, так не сыграл глубину наших отношений.
— С ЖЕНОЙ вы вместе уже более тридцати лет. В чем секрет семейного счастья?
— Трудно сказать… Но, по-моему, ни один человек не может быть счастлив вне семьи. Когда мама оправдывает своего сына, мол, он у меня еще не нагулялся, она его искушает. Ведь он может свою энергию, силу, здоровье вложить в семью. И тогда ростки этого усердия, этой страсти он увидит в своих детях, что принесет ему истинное счастье.
— В отличие от вас ваш сын (тоже, кстати, известный актер, снявшийся в фильмах: «В августе 44-го», «Дальнобойщики», «Спецназ») уже четвертый раз женат…
— Владик — очень влюбчивый человек. Я до сих пор по-отечески люблю всех его избранниц. Я не могу прекословить его выбору… и сейчас дай Бог ему счастья с Дарьей, теперешней его женой. Я молюсь за них. Такое, видно, у него сердце. Он всего себя отдает любви, как говорят, бросается в омут с головой. Его чувство стремительней, чем мысль.
— Сын вам помогает?
— Да, Владик — настоящий труженик. Когда он повзрослел, то запретил мне что-либо делать по дому. Я даже молоток перестал брать. Влад все старался делать своими
руками. В детстве сын увлекался резьбой по дереву, делал поделки и из металла. У него воображение художника. Ему присущи импульсивность, заразительность, моторность, какая-то неуспокоенность. В этом мы с ним очень похожи.
— А как Влад сообщил, что хочет стать актером?
— Бабушка его привела на пробы фильма «Приключения Тома Сойера», в котором он сыграл Гекльберри Финна. О том, что он утвержден на роль, мы с женой узнали спустя неделю. А проявил он себя по-настоящему как артист в фильме «Этот неверный Сидоров». Ему тогда уже было 11 лет. Мы посмотрели с ним этот фильм в Архангельске, и я сказал: «Владюха, ты можешь стать очень хорошим актером». Он посмотрел на меня по-взрослому и ответил: «Спасибо, папа».
— Дочь, насколько я знаю, не пошла по вашим стопам…
— Да, она повар, служит в МЧС. Выбор сделала сама. Я ей только сказал: «Подумай и еще раз подумай!». Но я не пожелал бы своей дочери карьеру актрисы, потому что женщинам на этом поприще гораздо труднее, чем мужчинам. Для женщины очень важна семья, а профессия актрисы вступает в противоречие с ней. Даже самые успешные актерские судьбы женщин полны драматических моментов.
— Кто по профессии ваша жена?
— Она — художник, закончила Строгановское училище, кроме того, всю жизнь писала рассказы и сценарии. По четырем я снял фильмы: «Помнишь запах сирени?..», «Черный клоун», «Мужской талисман» и «Игра». Сейчас она заканчивает сюжет большой прокатной картины на историческую тему, где действие происходит через год после Крещения Руси.
— В 1991 ГОДУ мы с женой создали экспериментальную студию «БЕГ» (Борис и Елена Галкины). Ее название также можно расшифровать как Благородство, Единство, Гармония. Сейчас мы намерены помогать творческим людям и молодым талантам, организовывать концерты с участием неизвестных, но талантливых исполнителей. Ведь как отвратительно спела Алла Борисовна: «Живи спокойно, страна, я у тебя одна. Все остальные — в тени. Ну извини». Я был в шоке от этой песни. Есть артисты гораздо талантливее Пугачевой.
С 1997 года я на свои деньги начал снимать серию документальных фильмов на тему терроризма. Пока удалось сделать только одну картину, так как материала очень много, время меня опережает, и эта тема требует постоянного переосмысления. Существуют и экономические проблемы. Так получилось, что я с этим проектом оказался, можно сказать, наедине. В самом начале министр кинематографии, когда посмотрел мои рабочие материалы, сказал: «Вопросов нет, профинансируем». Но потом этот материал не прошел экспертную комиссию. Большинство моих коллег проголосовали против. Как это ни странно, но даже в своем цехе мы иногда не понимаем друг друга.
— Говорят, что деньги и творчество — вещи несовместимые?
— Я убежден, что истинный бизнес без творчества — это спекуляция. Дело должно приносить пользу людям. В этой связи я вспоминаю великого предпринимателя Суворина. Он жил на стыке XIX и XX веков. Его журнал «Новое время» на протяжении тридцати лет был самым покупаемым не только в России, но и за границей. Он издавал отечественную и зарубежную литературу огромными тиражами, и даже малообеспеченная семья могла позволить себе купить его продукцию. Суворин был богатейшим человеком, он владел недвижимостью, в том числе и за рубежом, но свои богатства он завещал не только родственникам, но и своему издательству, курсантам, богадельням… Вот пример того, как творческое начало в единении с бизнесом дает такой невероятный эффект.
— А что труднее — снять фильм или, как говорится, протолкнуть его на телевидение или в прокат?
— На сегодняшний день, естественно, тяжелее сделать последнее. У нас, к сожалению, целью многих проектов служит получение прибыли, что неправильно. Деньги — это только средство. Меня однажды пригласили на лекции в международный университет, один из факультетов которого готовит продюсеров. К сожалению, я почувствовал в интересах этих третьекурсников только корысть. Я задал вопрос одному студенту: сколько тому нужно денег. И получил ответ: «Много». Знания, усердие, дарование, творческое отношение к делу шли на второй план.
— Вы режиссер, актер, поэт, исполнитель, продюсер… Что для вас значимее?
— Если говорить о мозгах, то они режиссерские, а вот сердце — поэта. Но все у меня нерасторжимо связано одно с другим. Без работы я долгое время не могу находиться. Недели отдыха в год на море для меня достаточно.