Борис Георгиевич Добронравов, родился в Москве, актёр, народный артист СССР.
В 1909—13 учился в духовной семинарии, в 1914 поступил на физико-математический, затем на юридический факультет Московского университета. В 1915—18 в 1-й Студии МХТ. В искусстве Добронравова мужественная простота сочеталась с романтическим вдохновением, подчас поэтическим пафосом, филигранной актёрской техникой. Роли: Васька Пепел («На дне» М. Горького, 1924), Наркис («Горячее сердце» А.Н. Островского, 1926), Ноздрёв («Мёртвые души» по Н.В. Гоголю, 1932), Тихон («Гроза» Островского, 1934), Лопахин («Вишнёвый сад» А.П. Чехова, 1935). В 30—40-х гг. много играл в спектаклях на произведения современной отечественной драматургии: Листрат («Земля» Н.Е. Вирты, 1937), Сафонов («Русские люди» К.М. Симонова, 1943) и др. Роли царя Фёдора («Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, 1944) и Войницкого («Дядя Ваня» Чехова, 1947) стали событиями в истории отечественного театра. С 1920 снимался в кино. Среди ролей: крепостной музыкант Егор Ефимов («Петербургская ночь», 1934), Давыдов («Поднятая целина», 1940).
27 октября 1949 года во МХАТе играли “Царя Федора”. В роли царя — Борис Добронравов. Свидетелем трагических событий тех дней был молодой еще тогда актер Владлен Давыдов, ныне директор музея МХАТа: . “Я второй сезон работал в театре и стоял в массовке охранником. Борис Георгиевич отыграл шестую картину, ту, где он гневался. “Пусть посадят в тюрьму!” — кричал и бил рукой по столу. Отыграл, ушел со сцены. Он должен был переодеться в грим-уборной, чтобы выйти на восьмую, финальную — “Архангельский собор”. Уходил всегда со свечой в руках. В тот день свеча плохо “горела”, то есть контакт от лампочки отходил. Он ворчал и на ходу бросил помрежу:
— Больше я при таких свечах играть не буду!
Эту ничего не значащую фразу через несколько минут будут толковать в театре как роковую или провидческую. А пока Добронравов подошел к двери, ведущей в уборные, толкнул ее и... рухнул. До приезда “скорой” Бориса Георгиевича положили в аванложу на тот самый диван. Там он и скончался.
На этом спектакле присутствовал и однофамилец актера поэт Николай Добронравов, вот какие строки он посвятил актеру:
Ах, искусство не жизнь
Не войдешь налегке
Мир волшебен контрастами света и тени
Молодая богема сидит в кабаке
А великий актер умирает на сцене
Лишь великие сердце сжигали дотла
Воскрешая потомков царя Мономаха
Если шапка его и была тяжела
Тяжелее актерские дыбы да плаха
Если даже артиста недуг распростер
И в палате не царской лежит без движенья
Все равно, если он настоящий актер
Настоящий актер умирает на сцене
Надо быть до последнего вздоха в строю
Не играть, а выигрывать роль как сраженье
Полководец-герой погибает в строю
Не герой лицедей погибает на сцене
Помню, он прямо в гриме на сцене лежал
Все казалось, вот-вот царь Федор очнется
Третий акт, задыхаясь, актер доиграл
А четвертый с тех пор все никак не начнется
Много было потом и прощаний, и встреч
Но я знаю, я твердо уверовал в это
Только тех, кто сердца не умеют беречь
Берегут человеческий облик планеты
Я надеюсь, что в юной душе прорастут
Только б силы найти не прервать восхожденье
Дай мне бог умереть на ветру
На посту, как Борис Добронравов, на мхатовской сцене.
Борису Добронравову было тогда только 53 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.