Два года назад г-н Диодоров получил из рук датской принцессы Александры Главный приз Международного конкурса Андерсена в Оденсе. Приз присуждается раз в году, начиная с 1996 года.
Народный художник России Борис Аркадьевич Диодоров так влюблен в творчество Ханса-Кристиана Андерсена, что, кажется, сам сказочник и послал живописца в Россию. Впрочем, главного писателя Дании у нас любили всегда. Но то, что произойдет через два года, станет, пожалуй, основным событием в посмертной – и вечной – жизни Андерсена и его героев на российских просторах. "Прежде всего - это будет открытие памятника писателю - первого в Москве, да и, кажется, в России, – рассказывает президент Фонда Х.-К. Андерсена Борис Диодоров. - Кроме того, намечается целая серия юбилейных мероприятий, центром которых станет день 2 апреля 2005 г. – день рождения сказочника".
Два года назад г-н Диодоров получил из рук датской принцессы Александры Главный приз Международного конкурса Андерсена в Оденсе. Приз присуждается раз в году, начиная с 1996 года.
Борис Диодоров: Его получает тот, кого Международное жюри и Совет, в которые входят самые разные люди (например, канцлер Германии Герхард Шредер был членом Совета) сочтут достойным отметить. Это могут быть писатели, художники, режиссеры - кто угодно. Так что это даже не профессиональная премия, а… ну что ли гуманитарная. Получить ее можно лишь раз в жизни. В прошлом году лауреатом стала одна англичанка, написавшая самую полную монографию об Андерсене, некоторые положения которой, правда, были восприняты неоднозначно.
В этом году приз получил литовский режиссер-кукольник. Все это происходит очень торжественно, бывает, что приз вручает и сама королева. Церемония (фраки, кстати, необязательны) происходит в городской ратуше Оденсе – родного города Андерсена в присутствии бомонда со всего мира. После вручения обязательно театральное представление или концерт. Когда вручали премию мне, "Ла Скала" давала "Турандот" Пуччини в международном составе. Вы знаете, кто пел?! Сам Николай Гедда – великий русско-шведский тенор. Ему уже 75 лет, но как поет!
Каждый, кому достается первый приз, получает пожизненное право приезжать на ежегодные торжества за счет Дании. Поэтому я и надеюсь быть в 2005 г. в Оденсе. Конечно, программа торжеств, которые длятся несколько дней, предусматривает и посещение музеев писателя, в Оденсе их два. Один – старый, а второй – новый огромный комплекс, в который вошел дом, где родился сказочник. Также происходят семинары, дискуссии… Вот в последний раз был семинар по фильмам об Андерсене и по экранизациям его сказок. Все снимает телевидение. Словом – событие общенационального - если не более – масштаба. Потому что в Дании Андерсен – даже больше, чем у нас Пушкин. Он и философ, и драматург… Постараемся открыть его с этих сторон и мы в России. Есть проект пятитомного собрания сочинений, самого полного в нашей стране. Готовится и энциклопедический альбом иллюстраций с библиографией.
"Yтро": А за какие книги Вы получили приз?
Б.Д.: К "Снежной королеве" и "Русалочке" - эти книги вышли в Париже и у нас тоже. Я влюблен в Андерсена с детства, он был для меня как, скажем, добрая фея. И, по-моему, его не любить невозможно.
"Yтро": Знаю, что Андерсен не единственная Ваша любовь…
Б.Д.:Что Вы имеете в виду?
"Yтро": Вы известный мастер офорта.
Б.Д.: Ну не только, я пишу пейзажи, проходят выставки - все как у и моих коллег.
"Yтро": А кто Вам интересен в сегодняшней живописи?
Б.Д.: Мне очень интересно то, что делает архимандрит Зенон – но это иконопись. Он известнейший иконописец-монах, работающий неподалеку от Пскова, он создал монастырь, в котором трудится со своими помощниками. Место называется Гверстонь. Сегодня он самый почитаемый иконописец, пишущий иконы так, как они создавались в Византии. Все, что он думает об иконе, мне было чрезвычайно интересно узнать из бесед с ним и из его книги "Беседы иконописца".
"Yтро": А Глазунов, Шилов, Никас Сафронов?
Б.Д.: В моей жизни никто из них не занял какого-нибудь серьезного места.
"Yтро": А знаменитая "двадцатка" - модерн, авангард?..
Б.Д.: Я относился к этому течению с любопытством, даже в выставках участвовал, но не нашел себя в этом. Это был как бы глоток свежего воздуха – раньше было нельзя - стало можно, но с точки зрения ценности… Понимаете, те кто считает, что искусство должно идти вперед, не согласятся со мной. Но я другого мнения. Искусство вневременно. Эти художники хотели сказать: прежде всего - я есмь. А этого-то в искусстве говорить как раз нельзя. Сказал "я есмь" - и потерял себя. Искусство – это служение. Тут не худо снова и Андерсена вспомнить, его книги, их ценность. Вот они вечны и современны, как "Сикстинская мадонна", которую я видел несколько раз, и каждый раз она смотрела на меня разными глазами.
"Yтро": Но Рафаэль – далекое прошлое…
Б.Д.: Но художники прошлого и дают ответы на все современные вопросы. Они не бывают ретро. Они всегда остаются современными. Но, увы, золотая эпоха искусства прошла. Прошла эпоха творить свободно и по велению гласа Божьего - без лжи, как создана картина Рафаэля. Нет и той святой энергетики, что была прежде. И это касается не только живописи, но, например, "Стихотворений в прозе" Тургенева.
"Yтро": А что скажете о "Мадонне" Дали?
Б.Д.: Ну какая это мадонна… Вообще, нам бы хорошо избавиться от многих фетишей, об этом еще Сартр говорил. Не ручаюсь за дословность, но по-моему так: "Восприятию истинной красоты нам мешают фетиши". И приводил в пример Джоконду.
"Yтро": Хорошо, скажем, что "Мадонна" Дали - довольно вольная по сути своей, но разве живопись нашего Ге не такова, вспомните его Христа…
Б.Д.: Я так не думаю. Тут передан экстаз, который испытывал Спаситель перед Крестом, тут все искренно и без умствования. Ведь и Лев Толстой был искренен в своих воззрениях, в книге "В чем моя вера" лишь гордыня ему мешала. Во всяком случае, я как-то ощутил Бога, только прочитав сказки Толстого. И в конце жизни, как известно, писатель ходил к оптинским старцам, чтобы найти примирение и с Богом, и со своей жизнью.