В 1987 году Борис Бирман окончил ЛГИТМиК, курс А.И.Кацмана. Три года он отработал в театре-студии «Народный дом», пока тот в 1991 году не развалился. Все это время Бирман продолжал заниматься музыкой. В конце 80-х он объездил с концертами всю страну, выступая везде: от «красных уголков» до больших спортивных арен. Борис Наумович вспоминает: «Меня, конечно же, приписывали к самодеятельной авторской песне и посылали на концерты, которые обязательно заканчивались шлягером «Милая моя, солнышко лесное». Я всегда отмежевывался от братии самодеятельных исполнителей, у меня были другие ориентиры: Высоцкий, Окуджава, Галич… Короче, я эту песню ненавидел, а меня заставляли ее исполнять и счастливо улыбаться».
Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады (1995)
Дипломант Конкурса актёрской песни им.А.Миронова (1996)
Борис Бирман родился 1 сентября 1966 года в семье кинорежиссера Наума Борисовича Бирмана, снявшего замечательную комедию «Трое в лодке, не считая собаки» и ряд других фильмов. Мама, Белла Григорьевна, тоже имеет отношение к искусству. В молодости они мечтала стать актрисой, но не сложилось, и она стала директором ДК им. Горького, где регулярно проходили театральные гастроли.
Борис воспитывался в творческой атмосфере. Он учился в музыкальной школе по классу гитары. С девятого класса начал писать песни, увлекся рок-музыкой, создал собственную Группу и мечтал в будущем стать рок-музыкантом. Уже маленьким Борис дебютировал на киноэкране, сыграв сначала роль Лени в картине Адольфа Бергункера «Бабушкин внук», а затем – Сережу Маркова в фильме отца «Мы смерти смотрели в лицо» (где ему довелось поработать бок о бок с самим Олегом Далем). Надо заметить, что в картине отца он фигурировал как «Боря Наумов».
В 1987 году Борис Бирман окончил ЛГИТМиК, курс А.И.Кацмана. Три года он отработал в театре-студии «Народный дом», пока тот в 1991 году не развалился. Все это время Бирман продолжал заниматься музыкой. В конце 80-х он объездил с концертами всю страну, выступая везде: от «красных уголков» до больших спортивных арен. Борис Наумович вспоминает: «Меня, конечно же, приписывали к самодеятельной авторской песне и посылали на концерты, которые обязательно заканчивались шлягером «Милая моя, солнышко лесное». Я всегда отмежевывался от братии самодеятельных исполнителей, у меня были другие ориентиры: Высоцкий, Окуджава, Галич… Короче, я эту песню ненавидел, а меня заставляли ее исполнять и счастливо улыбаться».
С кино у молодого актера как-то не ладилось. Пока учился в институте – сниматься не пускали, а после его окончания в нашем кинематографе наступил кризис. В начале 90-х Борис Бирман снялся в биографической ленте Андрея Некрасова «Другая драма» (Стрельников), драме Дмитрия Долинина «Миф о Леониде» (Роман), но больше приходилось получать отказы…
Был момент в начале 90-х, когда Борис Бирман уехал в США, по его словам: «посмотреть, не стоит ли там остаться», ведь в России творился полный кавардак. Однако молодой человек понял, что за границей ему потребуется несколько лет, чтобы встать на ноги, а за это время и дома как-нибудь все образуется. Потому и вернулся обратно.
Как признается сам Борис Наумович, в нем всегда боролись две стороны - актерско-режиссерская и музыкальная. В середине 90-х он пытался заниматься авторской песней, выступая под псевдонимом Вишневский. В 1996 году он в качестве исполнителя авторской песни получил приз на конкурсе Андрея Миронова, а через три года стал лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады.
Серьезное занятие музыкой требовало денежных средств, поэтому во второй половине 90-х Борис Бирман отвлекся от творчества и занялся бизнесом - продажами, биржей…
Переломный момент в жизни Бориса Бирмана наступил в конце 90-х, когда он был приглашен на съемки нового российского сериала «Улицы разбитых фонарей» («Менты»). Актеру доверили роль бандитского элемента Игоря Борзых. Видимо, сказалась внешность актера. Крепкий телом, лысый – ну чем не бандит?!
Благодаря работе в «Ментах» Борис Бирман вскоре был приглашен на главную роль в сериал «Черный ворон». Как, шутя, рассказывает он сам: «С моей лысой башкой я очень подошел на роль в «Вороне»: искали актера, который мог бы трансформироваться из молодого человека в 40-летнего - история-то длинная. Пришлепнешь накладку - юноша, снимешь - и постарел».
В «Черном вороне» Борис Бирман сыграл эдакого эксцентричного бандита Леонида Рафаловича. Актер признается, что ему интересно было работать над этим образом. И если поначалу он принимал участие в сериале как актер, то в третьей части уже сам работал над сценарием в части своего персонажа. Украсили сериал и песни в исполнении Бирмана. Особенно запомнилась всем зрителям «Милая».
Всенародную славу актеру принес не только сериал «Черный ворон», но и рекламный ролик о пересадке волос. Фраза из той рекламы «А тебе, Лысый, я телефона не дам!» моментально стала крылатой.
После выхода «Черного ворона» Бориса Бирмана стали регулярно приглашать на роли (причем далеко не всегда на криминальных элементов). Он снимался в таких популярных сериалах, как «Убойная сила» (Синицкий), «Бандитский Петербург» (Александр Мальцев), «Агент национальной безопасности» (Дутов), «Ниро Вульф и Арчи Гудвин» (адвокат Арнольд), «Литейный, 4» (Романов). Запомнилась его работа в экранизации романа Достоевского «Идиот», где актер сыграл роль предприимчивого Ивана Петровича Птицына, который «начинал с копейки, ножичками на улице торговал, а теперь - шестьдесят тысяч». Нельзя не отметить также одну из главных ролей в остросюжетном боевике «Европейский конвой».
Как уже отмечалось, в «Черном вороне» Борис Бирман принимал участие не только в качестве актера, но и сценариста. Позже он работал над сценариями к сериалам: «Агент национальной безопасности» (4-я и 5-я части), «Лабиринты разума» (серия «Дежавю»), «Русский дубль».
Параллельно Бирман осваивал мастерство режиссера. Впервые такой шанс подвернулся ему после съемок в первом сезоне «Улиц разбитых фонарей». Продюсер Александр Петрович Капица как-то заметил: «Хватит играть, пора тебе становиться режиссером» - и предложил сделать серию. Так состоялся дебют Бирмана-режиссера. Следующая режиссерская работа состоялась спустя десять лет. В картине «В огонь и воду» Борис Бирман обратился к теме настоящей мужской дружбы, а также как сохранить эту дружбу, если друзья влюблены в одну женщину…
В жизни Борис Бирман совершенно не похож на своих бритоголовых криминальных персонажей. Окружающие отмечают, что он на редкость милейший человек, правда, очень ироничный.