АСАФЬЕВ, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884-1949), русский композитор, музыковед, автор балетов. Асафьев родился в Петербурге 17 (29) июля 1884.
Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета (1908), Петербургскую консерваторию (1910) по классу композиции (А.К.Лядова). В консерватории был соучеником С.С.Прокофьева и Н.Я.Мясковского. С 1914 постоянно выступал в периодической печати, общей и музыкальной. В 1919-1930 рабо
тал в ленинградском Институте истории искусств, с 1925 профессор Ленинградской консерватории. Пережил ленинградскую блокаду. С 1943 работал в Москве, руководил сектором музыки московского Института истории искусств, в 1948 был избран председателем Союза советских композиторов. Умер Асафьев в Москве
27 января 1949.
Наиболее яркими в творческой жизни Асафьева стали 1920-1930-е годы, когда он создал масштабный цикл работ о русской музыке: Симфонические этюды (1922), Письма о русской опере и балете (1922), Русская музыка от начала XIX столетия (1930), монографии и статьи о Глинке, Мусоргском, Ча
йковском, Глазунове и др. В 1941-1943, находясь в блокадном Ленинграде, Асафьев написал обширный (и до сих пор полностью не опубликованный) цикл работ Мысли и думы, где обобщил свои наблюдения над русской музыкой в контексте русской жизни, отечественной культуры и истории. Большой интерес представля
ет также цикл очерков Асафьева о русской живописи (издан в 1966).
Личный друг Прокофьева, Асафьев стал одним из первых пропагандистов его творчества еще в дореволюционный период; в конце 1920-х годов написал первую работу о И.Ф.Стравинском. Будучи одним из самых активных членов ленинградского от
деления Ассоциации современной музыки, посвятил ряд статей творчеству современных западных композиторов, в том числе Альбану Бергу, Паулю Хиндемиту, Эрнсту Кшенеку.
Существенно важным для творчества Асафьева имеют исследование Музыкальная форма как процесс (книга 1 - 1930, книга 2 - 1947), гд
е изложена теория интонации как специфической формы проявления мысли в музыке; сама музыка определяется как 'искусство интонируемого смысла'. Там же обосновывается введенное Асафьевым в науку понятие симфонизма как метода художественного обобщения в музыке.
Композиторское наследие Асафьева очень
велико: 28 балетов, 11 опер, 4 симфонии, романсы, камерные инструментальные произведения, музыка к драматическим спектаклям. Большая часть сценических произведений написана на сюжеты из русской классической литературы (балеты по Пушкину Бахчисарайский фонтан, Кавказский пленник, Барышня-крестьянка,
балет по Лермонтову Ашик-Кериб, опера по Лермонтову Тамбовская казначейша и др.). Наибольшей известностью пользовался балет Пламя Парижа (1932), где использованы мелодии эпохи Французской революции и произведения композиторов той эпохи. Асафьев инструментовал оперу Мусоргского Хованщина по полному
авторскому клавиру, восстановленному П.А.Ламмом (1882-1951); способствовал постановке оперы Мусоргского Борис Годунов в авторской редакции (Ленинград, 1928; впервые после премьеры в 1874), сделал новую редакцию неоконченной оперы А.Н.Серова Вражья сила и т.д.
Музыковедческие работы Асафьева пред