Происходит из старой дворянской семьи. Был на юридическом факультете Московского университета, но курса не кончил.
Происходит из старой дворянской семьи. Был на юридическом факультете Московского университета, но курса не кончил. Посвятил себя, начиная с 1851 года, литературной деятельности. Кружок, к которому примкнул А., была так называемая "молодая редакция" журнала "Москвитянин". А. дебютировал в "Москвитянине", под псевдонимом Эраста Благонравова, веселыми, остроумными фельетонами. А. был больше эстетик, чем политик, и к "Москвитянину" примкнул не столько в силу определенных социально-политических взглядов, сколько благодаря тесной дружбе с Островским и Ап. Григорьевым . Вот почему ему было так легко, по прекращении "Москвитянина", перейти в западническую "Библиотеку для чтения" и англоманский "Русский Вестник". Здесь он помещал переводы из разных поэтов, изредка оригинальные пьесы и критические статьи. С возникновением в самом конце 1850-х годов ряда сатирических журналов, А. становится одним из самых видных деятелей этой литературы. Его тонко-остроумные стихотворные пародии, большею частью помещенные в "Развлечении" Федора Миллера , получают большую популярность. Из произведений А. всего слабее единственная повесть его: "Катенька". Не представляют также интереса критические работы А., из которых значительнейшая - статья о Пушкине в сборнике "Утро". Основным тезисом критических статей А. был доведенный до крайности принцип "искусства для искусства". "Какими частными достоинствами ни блистало бы поэтическое произведение", говорит он, "но если в нем развивается какая-нибудь философская идея, оно уже лишено свежести и представляет натяжки в построении". Стихотворные произведения А. с внешней стороны безукоризненны. Стих его очень легок и гладок, рифма богатая, выражения точны и изящны. Вот почему переводы его очень ценны. Оригинальные стихотворения А. из разряда "серьезных" очень немногочисленны - счетом около 15 пьес. Здесь он является исключительно "гражданским" поэтом, бичующим разные несимпатичные его консервативному образу мыслей стороны общественной жизни 1860-х годов. Стихотворения эти растянуты и банальны. Зато очень хороши его пародии, хотя злободневное остроумие многих из них не может теперь представлять большого интереса. Пародии А. можно разделить на два разряда: "общего" характера и специально-литературного, где пикантность заключается в том, что фигурируют в комических положениях современные литераторы. Из последних наиболее интересны: "Похороны Русской Речи" и "Учено-литературный маскарад". Основное свойство пародий А. - тонкий изящный, но, вместе с тем, совершенно незлобивый юмор. При всей безукоризненности техники и при всем бесспорном остроумии, А. только и остается, что забавным пародистом, никогда не возвышавшимся до сатиры.