Популярные личности

Бона Ришар

Камерунский музыкант
На фото Бона Ришар
Категория:
Дата рождения:
1967-10-28
Место рождения:
Минта, Камерун
Гражданство:
Камерун
Читать новости про человека
Биография

Биография

Его родная деревня в восточной части Камеруна была наполнена музыкой. Его дед был певцом и сказителем, и именно он преподал мальчику самый первый урок - в музыке должно содержаться повествование.


Richard Bona родился и рос в восточном Камеруне, в доме, где не смолкала музыка, окруженный родственниками, почти все из которых были музыкантами. Первый инструмент, на котором он научился играть был балафон, который он сам же и смастерил из собранного в деревне дерева, а выступать с концертами начал с пяти лет в церкви с матерью и сестрами. Он понял, что может легко научиться играть на чем угодно, только наблюдая за тем, как кто-то играет. Большинство инструментов он делал себе сам, включая флейты, барабаны и 12-струнную гитару.

В 1980 году некий француз открыл в местном отеле клуб. Этот человек привез с собой в Камерун 500 джазовых альбомов, и Richard прослушал их все, самостоятельно учась читать и писать музыку. Когда он добрался до альбома Jaco Pastorious, он был ошеломлен стилем его игры - ''раньше я и не думал даже играть на басу, но когда я услышал эту музыку, то даже пошел проверить скорость пластинки. Я думал, что она крутится быстрее, чем нужно''. Естественно, ему пришлось попробовать сыграть также. Он уехал в Париж зимой в майке и шортах, мечтая стать великим джазменом, но сойдя с трапа, понял,

что ему холодно и страшно. Стюард надел на него свитер и посоветовал ему не терять надежды. А уже спустя два месяца Bona играл с такими музыкантами как Didier Lockwood, Marc Ducret, Manu Dibango и Salif Keita.

Семь лет, проведенных в Париже, Richard серьезно учился музыке. Во время визита в Сенегал со своей группой Point Cardinale, он получил приглашение приехать в Нью-Йорк ''на четыре дня, которые растянулись в две недели''. Bona не знал английского, но музыка говорила за него, и теплый прием нью-йоркцев подтолкнул его к мысли о переезде в Америку. Он уехал в 1995 году. Непрерывно выступая в клубах, он был услышан композитором Jake Holmes, пишущим для Harry Belafonte. Bona присоединился к группе Belafonte как музыкант и директор. В конце 1998 года Richard записал свой первый альбом ''Scenes from My Life'' на лейбле Columbia Jazz (вместе с такими музыкантами как Michael Brecker и Omar Hakim), показав себя не только как ф

антастического басиста, на блестящего певца и композитора, его музыка варьируется от африканского пения акапелла до симфонических оркестровых фрагментов. Второй альбом, Reverence в большей степени тяготеет к мягкому джазу. В настоящее время Bona играет в группе Pat Metheny (Pat Metheny Group).

Его родная деревня в восточной части Камеруна была наполнена музыкой. Его дед был певцом и сказителем, и именно он преподал мальчику самый первый урок - в музыке должно содержаться повествование. Когда в детстве Бона болел холерой, звуки балафона смягчали его страдания. Бона выздоровел и был очарован инструментом, вскоре мальчик сделал себе свой собственный балафон, на котором он играл по двенадцать часов в день. В возрасте пяти лет он впервые прилюдно запел в церкви. К моменту ухода из деревни, 11-летний мальчик уже имел репутацию человека, умеющего играть на любом инструменте - флейте, ударных, балафоне, гитаре. Когда Бона устал от балафона, он сделал себе 12-струнную гитару, используя в качестве струн тормозные ремни от велосипеда.

Бона перебрался в большой город Дуалу, где вскоре он арендовал электрическую гитару и начал играть в местных группах “бикутси” (“bikutsi”) и “макосса” (“makossa”). Его жизнь изменилась в 1980-м, когда при местной гостинице открылся джазовый клуб, которым руководил француз. Владелец заведения обнаружил талантливого парня, о котором слышал и предложил ему прибыльную работу играть джаз. Бона рассказывает, что в то время он ничего не знал о джазе и согласился с предложением из-за денег. Но вскоре он понял, что это дало ему намного большую выгоду, чем он думал. В клубе насчитывалось пятьсот джазовых пластинок, и в противовес таким клубам, которые вызывали тогда молодых музыкантов из других африканских стран, его менеджеры хотели, чтобы Бона учился и рос как музыкант. Он проводил дни, слушая музыку и узнавая о ней новое, вечерами же он пытался показать то, чему он научился.

Одной из первых в годы своего обучения Бона услышал пластинку Джако Пасториуса 1976 года. Этот альбом, особенно песня “Портрет Трейси”, из

енил его жизнь. Трудно представить, но десятью годами позже, Бона сам будет идти нарасхват в оркестрах Джо Завинула и Джони Митчела.

В 1989-м году Бона переехал в Париж, где работал с местными джазовыми музыкантами Дидье Локвудом и Марком Дюкрэ, а также с африканскими звездами. К тому времени Ману Дибанго был уже легендой, а Салиф Кейта только становился мировой сенсацией. То было время рассвета мирового афропопа, и Бона работал с обоими этими гигантами. Насколько была велика честь, и джаз теперь служил для Боны движущей силой. Неизбежно, вскоре он обнаруживает свою дорогу в один из мировых джазовых городов - в Нью-Йорк.

На дворе стоял 1995-й. Первым делом Бона разыскал Джо Завинула, с которым он немного работал во Франции. Вскоре Бона уже работал с “Zawinul Syndicate”, гастролируя и записывая с этим коллективом пластинки. Их было две. В 1997-м году Бона получил важную миссию, стал музыкальным директором оркестра Гарри Белафонте. Публика тогда вновь начинала воспринимать Гарри Белафонте, и Бона попал в центр внимания как никогда ранее. В 1998-м году Бона начал давать регулярное представление по вторникам в “Иззи баре” со своим собственным оркестром. Это представление было посвящением Джако Пасториусу, оно стало вполне популярным, подготовив почву для издания первого альбома Боны. Он вышел в 1999 году на фирме “Колумбия” под названием “Сцены из моей жизни” (“Scenes from my life”). Бона пел на языках дуала (douala) и банвеле (banwele), рассказывая истории, как учил его когда-то дед. Но его предки вряд ли могли представить себе музыкальный язык Боны. В 2001 году последовал альбом “Почтение” (“Reverence”) - цельная, утонченная работа, вдохновлением к выполнению которой послужила его христианская вера и путешествие из маленькой деревни в самый большой город в мире.

На протяжении лет Бона работал с такими джазовыми гигантами, как Майк Стерн, Чик Кориа, Ларри Корайелл, Херби Хенкок, Майкл и Руди Брекер. В 2001 году он участвовал в записи альбома Пэта Мэтени и Боба МакФеррина, а годом позже гастролировал вместе с оркестром П.Мэтени



Поделиться: