Популярные личности

Бодхидхарма

Легендарный индийский монах
На фото Бодхидхарма
Категория:
Гражданство:
Индия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Свое монашеское имя - Бодхидхарма - он получил позже, когда обратился в буддизм, а в 1527 году он прибыл в Китай (China), получив патру и рясу от 27-го буддийского патриарха Праджнятары (Prajñātāra).


Бодхидхарма (Bodhidharma), или, по-китайски Дамо, а по-японски Дарума, родился около 470 года и был третьим сыном в семье индийского брамина. Свое монашеское имя - Бодхидхарма - он получил позже, когда обратился в буддизм, а в 1527 году он прибыл в Китай (China), получив патру и рясу от 27-го буддийского патриарха Праджнятары (Prajñātāra).

Впрочем, как это часто бывает с легендарными личностями древности, и, особенно, связанными с религией, факты здесь порой невозможно отделить от вымысла. Так, даты жизни Бодхидхармы весьма неопределенны, а некоторые ученые и историки и вовсе сомневается в том, что Бодхидхарма вообще когда-либо существовал.

Как бы ни было, в Китай Бодхидхарма отбыл на корабле, и после нескольких лет плавания достиг берегов Китая.

Страна в то время была четко разделена на две династии - Северный Вэй (Northern Wèi Dynasty) и Лю Сунг (Liú Sòng Dynasty), и именно в тот период разобщения и междоусобных войн индийский буддизм преобразовался в буддизм китайский, в котором на севере страны основное внимание уделялось магии и медитации, в то время как на юге велись философские беседы и достигалось понимание сути и основ.

Известно, что Бодхидхарма был удостоен беседы с императором Ву (Emperor Wu) из династии Лянг (Liang Dynasty), во время которой император не оказался готовым к беседе с просвещенным монахом и не сумел понять его.

Итак, Бодхидхарма переправился через реку Янцзы (Yangtze River) и поселился на Севере. Кстати, согласно легенде, переправился он через реку на соломинке. Впрочем, ему приписывают множество невозможных с точки зрения материализма умений.

Обосновался Бодхидхарма в монастыре Шаолинь (Shaolin Monastery). Говорят, что он провел около десяти лет, созерцая каменную стену. Кстати, именно там, в условиях монастыря, Бодхидхарма создал специальную систему трансовых тренировок, которые научили монахов достигать трансового психофизиологического состояния под названием сатори. Метод этот заключался в том, что монах должен был трижды в день оставаться на коленях перед стеной, позвоночник его должен быть прямым. Выбрав на стене перед глазами какую-нибудь точку, следовало сосредоточить на ней все свое внимание, при этом оставаясь в строго неподвижной позе, а затем рассредоточить его, как бы видя стену всю в целом. После этого сознание и органы чувств постепенно отключаются, мысли уходят, а перед внутренним взором монаха появляются различные видения, и таким образом он все глубже и глубже погружается в состояние транса.

Кроме тренировок, в монастыре Бодхидхармы была разработана специальная полуголодная диета, а также в Шаолиньском монастыре была целая система физических тренировок, которую монахи проделывали также в состоянии некоего транса. В отличие от духовного транса, транс физический позволял почти полностью рассредоточить сознание, а, стало быть, монахи начинали чувствовать, видеть и слышать весь внешний мир каждой клеточкой своего тела.

Вообще, учение дзэн, вернее, его китайское направление чань, которое проповедовал Бодхидхарма, он нес монахам, исходя из двух подходов - понимания и практики.

Споры о том, был ли именно Бодхидхарма той личностью, кто дал главный толчок для распространения дзэн-буддизма в Китае, не утихают и сегодня. Некоторые ученые считают, что Бодхидхарму придумали сами китайцы, для того, чтобы связать дзэн с Индией, родиной буддизма.

Впрочем, какие-либо свидетельства того, что дзэн существовал в Китае до прихода Бодхидхармы, отсутствуют.

Так, Бодхидхарму считают Первым патриархом дзэн-буддизма в Китае, а его портретам и статуям поклонялись и поклоняются в дзэн-буддистских монастырях.

Известно, что при жизни Бодхидхарма не был особенно известным, о нем знали лишь несколько его учеников, зато со временем он стал Патриархом для миллионов дзэн-буддистов и учеников кунг-фу. Помимо общеизвестных его заслуг ему приписывается и еще несколько очень сложно проверяемых фактов. Так, считается, что кроме учения дзэн и искусства кунг-фу, Бодхидхарма принес в Китай и чай. По легенде, чтобы не засыпать во время долгих медитаций, он отрезал себе веки, и там, где они упали, выросли чайные кусты, листья которых дарили людям бодрость и небывалую работоспособность. Чай с тех пор вышел далеко за пределы монастырских стен и стал напитком не только монахов, но и всех людей на Востоке. Кстати, именно поэтому художники всегда изображают Бодхидхарму с лишенными век выпуклыми глазами.

Несмотря на большую популярность буддизма в Китае, учеников у Бодхидхармы было совсем мало - всего несколько человек, среди которых наиболее известен сегодня Хуикэ (Huike). Он и стал Патриархом после самого Бодхидхармы.

По поводу смерти Бодхидхармы также нет единого мнения - по одному источнику, он умер в 528 году, в пятый день десятого месяца, отравленный ревнивым монахом. Другой источник указывает, что умер он на берегу реки Ло (Luo River), но не упоминает ни даты, ни причины его смерти.

Рассказывали, что через три года после смерти, один чиновник встретил Бодхидхарму, идущего в горах Центральной Азии. Он нес на плече посох, на котором висела единственная сандалия. Он поведал чиновнику, что возвращается в Индию.

Могила его была вскрыта, и в ней, действительно, оказалась лишь одна сандалия. Кстати, именно поэтому на многих картинках Бодхидхарма несет посох с недостающей обувью.

Несмотря на то, что личность Бодхидхармы, как и важность его вклада в развитие китайского дзэна, так до сих пор и не определены однозначно, он по-прежнему считается легендарным индийским монахом, 28-м Патриархом буддизма, основателем учения чань-буддизм в Китае.



Поделиться: