Выдающийся казахский акын, поэт и композитор.
Биржан родился в 1831 году в Енбекшилдерском районе Кокчетавской области, в ауле Кожагул. Умер в 1894 году. Раннее детство он провел у своего дяди Кожагула, отсюда и его фамилия. С юношеских лет увлекался пением и скоро сильный, красивый голос и блестящий импровизаторский дар сделали его желанным го
стем в каждом ауле, в каждой юрте. Слава Биржана разнеслась по всему Казахстану, что и определило его дальнейший жизненный путь. Биржан происходил из зажиточной семьи, но вопреки настояниям родственников заняться "делом", избрал для себя беспокойную и изменчивую судьбу профессионального певца.
Известно, что летом 1865 года в Кокчетав приезжал Омский генерал-губернатор. Приезд знатного гостя, естественно, привлек массу народа. Со всех концов громадного Кокчетавского уезда стекался различный люд: поэты, музыканты, борцы, наездники и просто любопытствующие.
На этом празднике Биржану п
ришлось испить чащу горечи и унижения. Полный негодования Биржан высказывает гневный протест и жгучую ненависть к чванливым и корыстолюбивым правителям в песне "Жанбота".
Жанботу - волостного родил Карпык,
Жанбота к чинам и власти привык.
Друг его Азнабай средь белого дня
Посылал отнять домб
ру у меня.
Я - акын. Я не отдал домбры моей,
Хоть пытался ее вырвать злодей...
Жанбота! Где ты видел такой закон,
Чтоб свободного бить кто-то посмел?...
Песни Биржана отражают несгибаемость его духа, его протест и борьбу против бесправия и насилия. Стихи его это не отвлеченные образы и
лирические раздумья, а непосредственный отклик на конкретные события, выраженный в поэтической трепетной, экспрессивной форме.
Странствуя по просторам казахской степи, Биржан побывал во всех ее уголках, везде находя источники поэтического вдохновения. Как-то, заехав в аул бая Ак-тентека и уви
дав его дочь Ажар, он посвятил ей лирическую песню "Тентек". Так же родилась другая песня "Жаймашуак". А встреча с девушкой Айтбай вызвала к жизни одну из лучших его песен. "Айтбай" наиболее полно раскрывает вдохновенно-поэтический характер певца, эта музыкальная характеристика возвышенных черт деву
шки и в то же время своеобразное обобщение любви к родному краю. В ее звучании ощущается бесконечность степи, исполненной красоты и поэзии.
В зрелом возрасте повстречался Биржан с известной в Семиречье певицей и поэтессой Сарой. Их поэтическое и песенное состязание состоялось, по предположению
А.К.Жубанова, в местечке Ешки-Ульмес. Дошедшая .до нас поэма "Айтыс Биржана и Сары", по преданию, создана самой Сарой. Сейчас трудно судить, как проходил этот айтыс, какие пелись песни, но из дошедшего описания видно, что Сара подчеркивала великолепное вокальное мастерство Биржана, его блестящий да
р импровизатора. Это состязание еще больше укрепило славу певца.
Социальная, гражданская тема получает свое яркое выражение в песне "Биржан-сал". Пылкая поэтическая натура Биржана, нашедшая выражение в его талантливом творчестве, слилась с понятием "сал", что означает "избранник народа".
Бир
жан я, Кожагула сын.На свете никому не делал зла,
Спины не гнул, не клянчил и не льстил,
Что поэту восхваленье и хула?!
поется в песне. В ней певец поднялся до понимания своей общественной роли.
Углублению гражданских мотивов немало способствовала встреча Биржана с Абаем Кунанбаевым,
происшедшая, вероятнее всего, во второй половине 80-х годов. Знакомство с великим поэтом, просветителем положительно повлияло на творчество Биржана. Песня "Биржан-сал акын" носит печать влияния абаевской песенной лирики, поскольку в ней поется о человеческом достоинстве поэта, его гражданском долге
и печальной участи бедняка.
Для джигита бедность - злая западня,
Жить он не захочет, потеряв коня.
Ну, а если друга нечем угостить,
От стыда умрет он, не прожив и дня.
Восхищенный абаевской поэзией, Биржан сочиняет песни на его стихи. По-видимому, в это же время состоялась встреча Бир
жана с известным казахским певцом Ахан-серы. Биржан встречался и со многими другими выдающимися деятелями народного искусства. Неоднократно участвовал он в айтысах.
Последние годы жизни Биржана были омрачены тяжелыми испытаниями: вместе со старостью пришла бедность, над которой сам певец горьк
о иронизировал, а с бедностью - недуги и одиночество. Если нужду и старость Биржан переносил со стойким спокойствием, даже с иронией, то одиночество и непонимание были для него слишком тяжелы. Глухая стена недоброжелательства вызвала с его стороны отчужденность и замкнутость. В песнях последних лет
Биржан стремится выразить тоску по безвозвратно ушедший молодости и славе. Все это для окружающих настолько выходило за рамки привычного, что Биржана признали психически больным. Последние три года он провел связанным в своей юрте и умер в тяжелейших муках в 1894 году. Перед кончиной Биржан сочинил
песни "Асыл-Ахык" и "Темиртас", обращенные к детям.
Свободолюбивый образ великого певца получил свое воплощение в опере Мукана Тулебаева "Биржан и Сара".
Благодаря опере Тулебаева драматическая судьба акына Биржана Кожагулова, исполненная борьбы со злом, пороком, несправедливостью, живет