знаменитая шведская певица, драматическое сопрано, которая прославилась исполнением оперных и симфонических произведений. Вокал Нильсон отличался поразительной силой и безупречно чистым звучанием в верхнем регистре.
Ей пришлось немало потрудиться, чтобы добиться признания в мире музыки, но она оставила такое сильное впечатление от многих своих ролей, что с тех пор их называют 'репертуаром Нильсон'. Она пела в операх Рихарда Штрауса (Richard Strauss) и была блистательной Турандот (Turandot), но своей славой Нильсон обязана музыке Вагнера (Wagner). На пике своей карьеры Нильсон поражала аудиторию абсолютно естественной и непринужденной мощью своего голоса, которая в сочетании с идеальным управлением дыханием позволяла ей удерживать ноты удивительно долго. Среди коллег она также была известна прекрасным чувством юмора.
Биргит Марта Свенссон (Birgit Märta Svensson) родилась 17 мая 1918 года на ферме в крошечном городке Вастра Каруп (Västra Karup), расположенном в провинции Сконе (Skåne) в 100 км к северу от Мальме (Malmö). Когда ей было три года Биргит начала подбирать мелодии на игрушечном пианино, подарке матери, но вокальные способности девочки заметили, когда она начала петь в церковном хоре. Хормейстер, услышав ее пение, посоветовал Биргит брать уроки вокала. К сожалению, с учителями ей не везло. Певица говорила, что первый учитель пения чуть не убил ее, а второй был так же плох.
В 1941 году она стала студенткой Королевской музыкальной академии (Royal Academy of Music) в Стокгольме (Stockholm), однако всегда считала себя самоучкой и говорила, что лучший учитель – это сцена.
В 1946-м Нильсон дебютировала в Королевском оперном театре (Royal Opera) в Стокгольме, заменив заболевшую певицу в роли Агаты (Agathe) в 'Вольном стрелке' (Der Freischütz) Карла Марии фон Вебера (Carl Maria von Weber), причем на подготовку у Нильсон было всего три дня. Дир
ижер отнесся к ней очень недобро, и в своей автобиографии певица призналась, что после спектакля даже подумывала о самоубийстве. Между тем, уже в 1947-м Нильсон стала сенсацией национального масштаба в вердиевском 'Макбете' (Macbeth) под управлением Фрица Буша (Fritz Busch), вслед за чем последовал богатый выбор партий, от Верди (Verdi) до Вагнера, от Пуччини (Puccini) до Чайковского (Tchaikovsky).
В Стокгольме она разработала устойчивый репертуар лирико-драматических ролей на шведском языке, в числе которых были Донна Анна (Donna Anna), Аида (Aïda), Лиза (Lisa), Тоска (Tosca), Венера (Venus), Зиглинда (Sieglinde), Сента (Senta) и Маршальша (Marschallin) в 'Кавалере розы' (Der Rosenkavalier), одна из ее любимых партий.
При поддержке Фрица Буша карьера Нильсон взмыла вверх.
В 1951-м она исполнила Электру (Elettra) в 'Идоменее' (Idomeneo) Моцарта (Mozart) на Глайндборнском фестивале (Glyndebourne Festival), а в 1953-м дебют в Венской государственной опере (Vienna State Opera) стал для Нильсон переломным моментом – с тех пор она на протяжении 25 лет регулярно выступала в Вене.
Ее первой вагнеровской ролью на международной сцене стала Эльза (Elsa) в 'Лоэнгрине' (Lohengrin) на Байройтском фестивале (Bayreuth Festival) в 1954-м, за ней последовала Брунгильда (Brünnhilde) в Баварской государственной опере (Bavarian State Opera), затем Зиглинда и Изольда (Isolde).
В 1958-м Нильсон спела Турандот в миланском театре Ла Скала (La Scala). В 1959-м Биргит Нильсон с оглушительным успехом дебютировала на сцене нью-йоркского Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) в роли Изольды, после чего все театры мира были для нее открыты. В Метрополитен-Опера Нильсон
ыступила 223 раза в 16 ролях. Вплоть до 80-х годов она пела на многих крупных оперных сценах, включая Берлин (Berlin), Королевский оперный театр в Ковент-Гардене (Royal Opera House at Covent Garden), Токио (Tokyo), Париж (Paris), Буэнос-Айрес (Buenos Aires), Чикаго (Chicago), Москву (Moscow) и Гамбург (Hamburg).
Нильсон выступала на вагнеровском концерте в сопровождении Сиднейского симфонического оркестра (Sydney Symphony Orchestra) под управлением Чарльза Маккерраса (Charles Mackerras) в присутствии королевы Елизаветы II (Queen Elizabeth II) в 1973 году.
Нильсон также была известна своей способностью делать деньги. Она стала одной из самых высокооплачиваемых певиц своего времени, отчасти из-за того, что у нее практически не было соперниц. Будучи проницательной деловой женщиной, она скрепляла контрактами каждый этап своей карьеры. Когда ее спросили, какая роль была ее самой любимой, она ответила: 'Изольда сделала меня известной. Турандот сделала меня богатой'.
Несмотря на мировую славу, Нильсон признавалась, что по-прежнему нервничает перед каждым важным выступлением. Она покинула сцену в 1984 году и вернулась в свой родной дом на юге Швеции (Sweden), где ее отец представлял шестое поколение фермеров, а сама она до 23 лет выращивала свеклу и картошку. Нильсон часто приглашали в жюри различных певческих конкурсов, но, в основном, она просто наслаждалась покоем и уединением.
Биргит Нильсон умерла 25 декабря 2005 года, в Рождество, в возрасте 87 лет, в своем доме, расположенном в том же округе, где она родилась. Муж, Бертил Никлассон (Bertil Niklasson), за которого Биргит вышла в 1948-м, ненадолго пережил ее – он умер в марте 2007-го. Детей у них не было