Пианист и лидер бэндов Билл Эванс играл в основном пост-бибоп и кул.
Родился и вырос в Нью-Джерси, юношей был отправлен в Юго-Западный Университет Луизианы, где обучался музыкальной грамоте и игре на флейте. В1950 Эванс получил степень в качестве пианиста и начал гастролировать с бэндом Herbie Fields, но совсем скоро перешел в состав оркестра Fifth Army Band, базиров
авшегося возле Чикаго. После трех лет несения службы и игры в оркестре Билл Эванс приехал в Нью-Йорк, где начал играть с квартетом Tony Scott, продолжая дальнейшее обучение в Mannes College. В колледже Эванс встретил композитора George Russell и познакомился с его ладовыми теориями джаза. В1956 он у
же записал свой первый альбом в качестве лидера, характеризующийся явной очарованностью стилем известного Bud Powell. Весной 1958 Эванс поехал в восьмимесячный тур в составе Miles Davis Sextet, где испытывал огромное влияние молодого лидера. Осенью того же года он ушел из группы, измученный желанием
основать собственную группу. Вся слава, которую получил совместный с Майлсом диск Blue in Green, досталась именно лидеру, а не пианисту, хотя последний внес множество идей в настроение, структуру и импровизацию. Теперь, правда, этой пластинке принято давать двойное авторство, но уже нет сомнений, ч
то для самого успешно продаваемого альбома в истории акустического джаза Эванс сыграл свои лучшие партии. Возвращение на большую сцену в роли лидера произошло уже в декабре 1958 с альбомом Everybody Digs Bill Evans. Первая работа трио была и самой выдающейся, замечательный молодой басист Scott LaFar
o и барабанщик Paul Motian в значительной степени способствовали успеху релиза. С этой группой Эванс стал звездой. Майлс начал вести переговоры о записи вместе с полным составом трио, но в июне 1961, всего лишь спустя десять дней после начала музыкальной сессии в Village Vanguard, LaFaro погиб в авт
омобильной катастрофе. Эванс был настолько потрясен сообщением о смерти, что совершенно замкнулся в себе и ушел из музыки почти на год. После этого тяжелого периода Эванс привлек в группу басиста Chuck Israels и начал записи дуэтом с гитаристом Jim Hall, а также приглашенным свинговым квинтетом, кро
ме того взаимодействуя с духовиком Freddie Hubbard. В 1962, под влиянием продюсера Creed Taylor, Эванс начинает работу с коллективами другого формата, такими как Gary McFarland's big band, аранжирует Claus Ogerman, выступает с Stan Getz и снова объединяется с Jim Hall. Самым примечательным экспериме
нтом был альбом Conversations With Myself, где партии второго и третьего пианино были наложены на первое. Под влиянием наступавшего джаз-рока Эванс попробовал себя и с электро-пианино вместе с Harold Rhodes, но быстро от него устал. Среди его последователей можно назвать знаменитых Herbie Hancock, K
eith Jarrett, Chick Corea, Brad Mehldau. Позаимствовав многое из импрессионизма Клода Дебюсси и Мориса Равеля, Эванс привнес в джаз внутреннюю сосредоточенность, расслабленность, лиричность и классическую европейскую чувственность. Его выступления вдох-новляли как молодых студентов консерваторий, та
к и классических пианистов, вроде Jean-Yves Thibaudet. Носящий очки, боязливый, тихо разговаривающий и легко ранимый, Эванс вовсе не подходил для жестокого и беспорядочного музыкального бизнеса. В попытке оградиться от внешнего мира музыкант стал употреблять наркотики: сначала героин, а после кокаин
, что безусловно сократило его жизнь. Однако во всех своих интервью Билл полностью контролировал себя, прекрасно зная, что же ему надо от искусства. Коллеги говорили, что у него всегда было хорошее чувство юмора. Сегодня Эванс уже практически неуязвим для критики, хотя были такие вре-мена, когда муз
ыкант не мог выступать и час-то осмеивался за родственность "черной" му-зыке. Хотя здоровье Эванса, сильно испорченное пристрастием к кокаину, оставляло желать лучшего, последние записи все же де-монстрировали поразительную жизненность. Даже The Last Waltz, записанный всего за неделю до смерти музык