В 1989 году Джон Андерсон, Билл Бруфорд, Рик Уэйкман и Стив Хау записали диск "Anderson, Bruford, Wakeman, Howe", ознаменовавший собой возрождение оригинального состава Yes, который спустя 2 года порадовал поклонников фантастическим альбомом "Union".
Имя Билла Бруфорда – своего рода пароль для всех настоящих поклонников рока и современного джаза. На протяжении более чем 30 лет он считается одним из лучших барабанщиков мира. Его уникальная ударная установка и удивительная манера игры снискали ему славу оригинальнейшего и неповторимого музыканта. Пожалуй, это единственный барабанщик в новейшей музыкальной истории, который в равной мере прославился и в рок-музыке, и в джазе. 20 мая в клубе "Старый Дом" состоится единственный питерский концерт группы Билла Бруфорда EARTHWORKS.
Это выступление станет продолжением организованной «Лабораторией Звука» серии "King Crimson Festival", в которой на протяжении 2004 года выступят со своими сольными проектами бывшие и нынешние участники группы King Crimson. Наряду с такими музыкантами, как Роберт Фрипп, Кейт Эмерсон и Питер Гэбриел, Билл (Уильям) Бруфорд (родился 17 мая 1949 г.) стал одним из родоначальников и икон арт- и прогрессив-рока. Он был барабанщиком двух главных монстров прогрессивного рока – групп King Crimson и Yes, сотрудничал с Savoy Brown, Genesis, Gong, Pavlov's Dog и UK.
До своего ухода в середине 1972 г. Билл Бруфорд участвовал в создании 5 альбомов Yes, среди которых классические "Fragile" и "Close To The Edge". По иронии судьбы, гитариста и основателя King Crimson Роберта Фриппа пригласили в группу, чтобы временно заменить штатного музыканта Питера Бэнкса. Там они и познакомились. И вот, в очередной раз лишившись соратников, Роберт Фрипп летом 1972 года представил публике новый состав King Crimson: басиста и вокалиста Джона Уэттона, перкуссиониста Джеми Мюира, скрипача Дэвида Кросса и… барабанщика Билла Бруфорда. Ансамбль был сбалансирован так, что каждый музыкант мог выражать себя как считал нужным. «Раньше я был барабанщиком YES, но теперь я – Билл Бруфорд!» – сказал тогда Билл. Этим составом музыкантов были созданы самые лучшие альбомы группы – "Lark's Tongues In Aspic", "Starless And Bible Black", "Red".
Впоследствии Бруфорд много работал как сессионный музы
кант: с группой ABSOLUTELY ELSEWHERE, Риком Уэйкманом, Роем Харпером, Крисом Сквайром, Патриком Моразом, Стивом Хауи, Аннет Пикок, Казуми Ватанабе; в студийных проектах Flash Fearless и Peter & The Wolf. В июле 1977 года Билл Бруфорд совместно с Джоном Уэттоном, скрипачом ROXY MUSIC Эдди Джобсоном и гитаристом Аланом Холдсуортом образовал квартет UK, с которым записал дебютный альбом, и занялся сольным творчеством, результатом которого стали три пластинки: "Feels Good To Me", "One Of A Kind" и "Gradually Going Tornado".
В конце 1980 года Роберт Фрипп возрождает KING CRIMSON с участием Бруфорда: альбомы "Discipline", "Beat", "Three Of A Perfect Pair" – и снова «развод».
В 1994 году Бруфорд оказался в составе в очередной раз воссозданного King Crimson. Также барабаны Билла можно услышать на одном из фрипповских ProjeKct'ов (ProjeKct One). Заслуживает внимания его работа с Тони Левиным в группе B.L.U.E. (Bruford Levin Upper Extremities).
Интересы Билла дальше-больше смещаются в сторону джаза. Отражением этого процесса стал его нынешний проект Earthworks, который состоит из лучших британских молодых джазовых музыкантов. Музыкальная пресса вполне обоснованно называет группу Earthworks "будущим британского джаза". Итак, в составе группы: Билл Бруфорд – барабаны, перкуссия; Тим Гарланд – саксофон, кларнет; Гуилим Симкок – клавишные; Лоренс Коттл – бас.
В возрасте 18 лет Билл Бруфорд (Bill Bruford) стал членом одной из самых выдающихся прогрессив-рок групп семидесятых - YES. YES сочетали в себе инструментальную виртуозность, неоклассическую квази-сюитную форму и трехголосный вокал в высоком регистре. Все это формировало единое целое. Критики назвали это неуместной снисходительностью высокого полета, но тем не менее публике эта музыка пришлась по вкусу. Бруфорд всегда хотел играть на ударных в джазовом ансамбле, и, по причине серьезных конфликтов в группе на почве лидерства и направлений развития стилистики, в 1972 году он ушел в группу KING CRIMSON, гораздо менее популярный а
самбль, который, тем не менее, задал тон британскому арт-року. Когда, устав от арт-рока, лидер группы Роберт Фрипп (Robert Fripp) в 1974 году распустил группу, Бруфорд сформировал свой ансамбль, который так и не приобрел статус коммерчески успешного. В то же время Билл развил активную деятельность в качестве сессионного музыканта.
В 1981 году KING CRIMSON собрались снова и в 1984 опять распались. В 1986 Бруфорд был приглашен в GENESIS, еще один знаменитый английский арт-рок ансамбль. Он сменил за барабанами Фила Коллинза (Phil Collins) в туре, продолжавшемся с марта по ноябрь. Билл считает это своей большой ошибкой. После этого он создал джаз-комбо под названием BILL BRUFORD'S EARTHWORKS, затем гастролировал в дуэте с клавишником из MOODY BLUES Патриком Моразом (Patrick Moraz).
Я беседовал с Биллом несколько раз на протяжении последних лет. Впервые это случилось 2 июня 1984 года в одном из отелей Сан-Франциско перед концертом KING CRIMSON. Это было одно из лучших шоу в моей жизни. Несмотря на то, что KING CRIMSON никогда не были такой супергруппой как YES, их рейтинг был очень высок и им удалось продать 5000 билетов.
В следующий раз я говорил с ним по телефону в Швейцарии, когда все считали, что KING CRIMSON закончили свое существование. Но Билл был с этим не согласен надеясь, что Фрипп всего лишь решил отдохнуть. Через год я увидел его в маленьком клубе в Сан-Франциско с Патриком Моразом. После выступления мы беседовали до самого его отъезда в следующий город. Сначала он много говорил о том, как важно каждому музыканту научиться адаптироваться в ситуации, когда он должен вернуться в мир маленьких клубов, а затем, смотря вниз на прожженный сигаретами ковер, тихо сказал: "Я больше так не могу".
Билл Бруфорд – без преувеличения экстраординарный барабанщик. Обычно очень сдержанный на похвалы Роберт Фрипп определяет его такими словами: "Билл – музыкант, и он играл бы день и ночь... играл бы любую музыку, только потому, что это – музыка, и только потому, что он – музыкант"