Популярные личности

Биду Сайан

Бразильская оперная певица-сопрано
На фото Биду Сайан
Категория:
Дата рождения:
1902-05-11
Место рождения:
Ботафогу, Бразилия
Дата смерти:
1999-03-13
Место смерти:
Линкольнвилл, Мэн, США
Читать новости про человека
Биография

Самое известное соправно Бразилии

Прославленная бразильская оперная певица-сопрано, которая с 1937 по 1952 год была ведущей артисткой Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera) в Нью-Йорке (New York City).


Балдуина де Оливейра Сайан (Balduína de Oliveira Sayão) появилась на свет 11 мая 1902 года в Ботафогу (Botafogo), одном из прибрежных районов Рио-де-Жанейро (Rio de Janeiro). Ее отец умер, когда Биду было пять лет, и мать девочки выбивалась из сил, стараясь дать дочери дорогое для них музыкальное образование. Уже в 18 лет Биду Сайан дебютировала на оперной сцене Рио-де-Жанейро, и ее успешное выступление подарило ей возможность учиться у знаменитой румынской певицы-сопрано Елены Теодорини (Elena Teodorini), сначала в Бразилии (Brazil), затем в Румынии (Romania), и у польского тенора и педагога по вокалу Яна де Решке (Jean de Reszke) в Ницце (Nice).

В середине 20-х и начале 30-х

годов Сайан пела в Риме (Rome), Буэнос-Айресе (Buenos Aires), Париже (Paris) и своей родной Бразилии. Выступая в римском театре Констанци (Teatro Costanzi), она познакомилась с импресарио Вальтером Мокки (Walter Mocchi), и хотя Мокки был старше ее на 32 года, после смерти его жены в 1928, между ними завязались романтические отношения, и они поженились. Впрочем, этот брак не продлился долго, и в 1935 Биду вышла замуж за итальянского баритона Джузеппе Данизе (Giuseppe Danise) – он был старше бразильянки 'всего' на 19 лет.

В 1930 году она дебютировала в миланском театре Ла Скала (Teatro alla Scala), а в следующем году спела главную женскую партию в 'Ромео и Джульетте' (Roméo et Juliet

te) в Парижской опере (Paris Opera) и с большим успехом дебютировала в Опера Комик (Opéra Comique) в роли Лакме (Lakmé). Вскоре Сайан стала одним из ведущих лирико-колоратурных сопрано в Европе (Europe), особенно в Италии (Italy) и Франции (France), а ее репертуар включал в себя партии Лючии ди Ламмермур (Lucia di Lammermoor), Амины (Amina) в 'Сомнамбуле' (La sonnambula), Эльвиры (Elvira) в 'Пуританах' (I puritani), Зербинетты (Zerbinetta) в 'Ариадне на Наксосе' (Ariadne auf Naxos) и Сесилии (Cecilia) в 'Гуарани' (Il Guarany).

Нью-йоркский дебют Сайан состоялся 30 декабря 1935 года на концерте в Таун-холле (Town Hall), а 21 января следующего года она вместе с мужем пела в пред

последней постановке 'Лакме' Вашингтонской национальной оперы (Washington National Opera), полупрофессиональной оперной труппы, никак не связанной с современным театром с тем же названием. Увы, спектакль практически провалился – оркестр отказался играть без оплаты, и опера шла в сопровождении переносного органа, а часть артистов вынуждена была выйти на сцену в своей обычной одежде из-за забастовки костюмеров.

Гораздо более гладко прошло ее выступление несколько месяцев спустя в Карнеги-холле (Carnegie Hall) в сопровождении Нью-Йоркского филармонического (New York Philharmonic) под управлением Артуро Тосканини (Arturo Toscanini), который стал ее добрым другом на всю жизнь. Сайан пела поэм

у для голоса с оркестром Дебюсси (Debussy) 'Дева-избранница' (La damoiselle élue).

Дебют бразильской певицы в МЕТ имел место в феврале 1937, когда Сайан пела Манон (Manon), заменив испанское сопрано Лукрецию Бори (Lucrezia Bori). Критики восторгались ее выступлением еще несколько недель, и Биду получила сначала главную роль в 'Травиате' (La traviata), а затем и Мими (Mimì) в 'Богеме' (La bohème). Сайан немало способствовала возрождению интереса к операм Моцарта (Mozart) в МЕТ, заслужив репутацию самой выдающейся Церлины (Zerlina) в 'Дон Жуане' (Don Giovanni) и Сюзанны (Susanna) в 'Свадьбе Фигаро' (The Marriage of Figaro) своего поколения.

Певица с мужем купили дом на б

ерегу океана в Линкольнвилле, штат Мэн (Lincolnville, Maine). После 15 лет в МЕТ Биду дала прощальное выступление в 1952, оставив сцену в расцвете сил. В следующие несколько лет она время от времени принимала приглашения выступить то тут, то там, но в 1957 окончательно удалилась от дел, и после смерти мужа жила спокойной жизнью в Мэне.

В последний раз она была в Бразилии в 1995 году и скончалась в глубокой старости 13 марта 1999 года.

Портрет Биду Сайан кисти Кертиса Этера (Curtis Ether) висит в лобби Метрополитен-Опера. В 2000 бразильское правительство учредило Международный конкурс вокалистов имени Биду Сайан (Bidu Sayão International Vocal Competition), чтобы почтить ее память



Поделиться: