Гаудия-вайшнавский богослов, писатель и проповедник. Был одним из первых вайшнавских учёных, представивших учение Шри Чайтаньи и гаудия-вайшнавское богословие на английском языке. Считается святым ачарьей среди последователей гаудия-вайшнавской традиции индуизма.
Бхактивинода Тхакур родился 2 сентября 1838 года в бенгальской деревне Бирнагар в богатой и образованной семье. При рождениии его родители дали ему имя Кедаранатх Датта.
В Бирнагаре он провёл своё детство в доме деда по матери. Когда ему было тринадцать лет, умер его отец, и Кедарнатх переехал в Калькутту, где завершил своё образование.
Вскоре после того, как он закончил университет, ему сообщили, что его дед по отцу находится при смерти. Дед Кедаранатха, которого звали Раджаваллабха Датта, был известной в Калькутте личностью. Последние годы своей жизни он жил отшельником в уединённом месте в Ориссе. Он мог предсказывать будущее и знал точную дату своей смерти, так как обладал мистическими способностями и мог вступать в контакт со сверхъестественными существами. В часы кончины своего деда Бхактивинода Тхакур находился рядом с ним и получил от него наставления, а после его смерти совершил паломничество во все основные храмы и ашрамы штата Орисса.
Дальнейшая деятельность Бхактивинода Тхакура связана с просвещением. Он ввёл в Ориссе преподавание на английском языке и написал небольшую книгу, в которой рассказал обо всех ашрамах этого штата, упомянув и тот, что находился на земле, принадлежавшей его предкам. Бхактивинода Тхакур в частности писал:
Левая кавычка Мне принадлежит деревенька Чхотимангалпур в округе Орисса. В той деревне есть монастырь, который мои предки подарили вместе с участком земли святым людям. Настоятель этого монастыря перестал давать кров святым странникам в ненастные ночи. Узнав об этом, я пригрозил, что отниму землю, если еще раз услышу жалобы на его негостеприимство. Правая кавычка
Позже Бхактивинод Тхакур поступил на государственную службу и переехал в Бенгалию. Там в одном из городов он произнёс речь, посвященную философии «Шримад-Бхагаватам», которая привлекла внимание тысяч людей. В ней он рассказал о славе и значении «Шримад-Бхагаватам» и сказал, что это произведение должен прочитать каждый человек, обладающий философским складом ума.
Несколько лет спустя он переехал в город Чампаран, где местные жители показали ему огромное баньяновое дерево, в котором обитал брахма-дайтья (разновидность приведения), и которому поклонялись многие местные жители. Какое-то время спустя к Бхактивиноде пришёл брахмана, славившийся своей учёностью, который занимался тем, что собирал пожертвования. Бхактивинода тут же усадил его читать «Шримад-Бхагаватам» под тем самым деревом, где жило приведение. Чтение «Бхагаватам» заняло целый месяц, по прошествии которого, в день, когда чтение было закончено, дерево с треском рухнуло на землю, и приведение навсегда покинуло те места. Все жители города, за исключением тех, кто поклонялся приведению, были благодарны Бхактивиноде за то, что он избавил их от дайтьи.
Затем Бхактивинода переехал в Пури. Комиссар, в чьём ведении находился административный округ, очень обрадовался, узнав, что Бхактивинода будет служить в Пури, и попросил его в качестве представителя британского правительства следить за порядком в храме Джаганнатхи. В Джаганнатха-Пури Бхактивинода Тхакур немало времени уделял литературной деятельности и обсуждению духовных произведений. Он подготовил примечания к «Веданта-сутрам», изданным с комментариями Баладевы Видьябхушаны.
В 1877 году Бхактивинода Тхакур был переведён в другой город, а в 1881 году начал издавать журнал «Саджджнана-тошани» («Радость чистых преданных»), который был посвящён вопросам духовной жизни и приобрёл впоследствии широкую известность. Он также опубликовал «Шри Кришна-самхиту», которая явила миру философию, раскрывающую духовное бытие Кришны, и открыла образованным людям глаза на их истинные отношения с Богом. Эту работу с восторгом приняли многие немецкие ученые, поскольку, вопреки мнению читающей публики, считавшей Кришну обыкновенным героем-любовником, плодом воображения поэта, Бхактивинода, основываясь на свидетельствах Вед, показал, что Кришна есть Парабрахман, Верховная Трансцендентная Личность, Абсолютное Существо.
Бхактивинода Тхакур очень хотел увидеть места, связанные с жизнью Чайтаньи, и неоднократно просил перевести его в какой-нибудь город, находящийся поблизости от Навадвипы. Не добившись перевода, он подал официальное прошение об отставке, но ему было отказано. Вскоре, однако, к своей великой радости, он получил назначение в Кришнанагар, расположенный в тридцати пяти километрах от Навадвипы. Поселившись неподалеку от Навадвипы, Бхактивинод Тхакур стал проводить в ней всё свободное время. Он сразу же начал собирать сведения о точном расположении мест, имеющих отношение к жизни и деятельности Чайтаньи. Опросив местных жителей и сверив их показания со старыми картами, относящимися ко второй половине XVIII века и содержащими название «Шри Майапур», он смог найти истинное место рождения Чайтаньи.
1895 год вошёл в историю вайшнавизма благодаря Бхактивиноду Тхакуре. Именно в этом году он добился официального признания места рождения Шри Чайтаньи. Он сообщил широкой публике, где на самом деле родился Чайтанья и раскрыл истинное духовное значение места его рождения. Тысячи гостей собрались на торжества, состоявшиеся по этому поводу. Бхактивинода Тхакур не хотел, чтобы его открытие было предано забвению, поэтому, как только он вышел в отставку, он начал собирать пожертвования на возведение храма, с величайшим смирением ходя от двери к двери.
Широко развернулась в то время и проповедь гаудия-вайшнавизма, о котором стало известно даже в самых отдалённых уголках земного шара. «Гауранга-смарана-мангала-стотра» с предисловием на английском языке, рассказывающем о жизни и учении Шри Чайтаньи, которая вышла из-под пера Бхактивиноды вскоре после открытия места рождения Чайтаньи, заняла место на полках библиотек во многих учебных заведениях обоих полушарий. Так учение Чайтаньи Махапрабху стало доступным философам и учёным Запада.
После того, как была опубликована «Гауранга-смарана-мангала-стотра», он составил примечания к «Брахма-самхите» и «Кришна-карнамрите», а также написал такие произведения как — «Хари-нама-чинтамани» и «Бхаджана-рахасью». Кроме того, он отредактировал «Шримад-бхагаватарка-маричи-малу», содержащую все основные шлоки «Шримад-Бхагаватам», относящиеся к вайшнавской философии, и написал к ней комментарии. В своей литературной деятельности он не знал отдыха, и из-под его пера вышло великое множество трудов по философии вайшнавов. Бхактивинода Тхакур приступал к работе поздно вечером, завершив свои служебные дела, и до часу или до двух часов ночи сочинял песни и писал книги.
В начале XX века Бхактивинод Тхакур решил поселиться в Пури и построил там на побережье океана дом.
В 1908 году он отрёкся от мира, получив от Гауракишоры даса Бабаджи посвящение Бабаджи. Несмотря на то, что Бхактивинод Тхакур вёл образ жизни в отречении, к нему постоянно приходили люди всех сословий и всякого звания, и он щедро одаривал их своими духовными наставлениями и благословениями. В 1910 году он перестал принимать посетителей и с этого времени пребывал в состоянии совершенного самадхи, полного сосредоточения на вечных играх Кришны. В 1914 году, в день ухода Гададхары, Бхактивинода Тхакур оставил этот мир.