Почему первая попытка Бетт Дэвис поступить в театральную школу окончилась провалом? Благодаря кому Дэвис попала в театр? Какая постановка стала первым большим успехом актрисы? Как при первой встрече Сэмюэль Голдвин обозвал Бетти, и почему он не захотел продлевать с ней контракт? Кто 'сыграл Бога' в судьбе Дэвис? Какой фильм принес актрисе первый 'Оскар'? Что сделали продюсеры, чтобы утешить Бетт после того, как она не получила роль Скарлетт О'Хары? Какой тип женщины стал фирменным образом Дэвис в кино? Какое значение для актрисы имел фильм 'Все о Еве', и как сложилась ее личная жизнь?
На закате своей кинокарьеры Бетти Дэвис не раз говорила, что была бескомпромиссной, бестактной, ехидной и непереносимой маньячкой. И тут же оправдывала себя, заявляя, что в ее профессии чтобы стать звездой, нужно стать монстром. Какой же она была – эта удивительная актриса с 'рыбьими' глазами?
Рут Элизабет Дэвис появилась на свет 5 апреля 1908 года в городке Лоуэлл, штат Массачусетс. Отец, который занимался адвокатским делом, ушел из семьи, когда Бетти и ее сестра Барбара были совсем маленькими. Воспитание детей легло на плечи матери, но тем не менее, отец продолжал заботиться о дочерях и часто их навещал.
Элизабет с раннего детства мечтала стать актрисой, но когда пришла поступать в театральную школу, ее не приняли. Педагог Ева Ле Галлейен, принимавшая экзамен, сказала, что у девушки нет таланта и лучше бы ей овладеть другой профессией. Однако Дэвис удалось поступить в другую школу – драматическую студию будущего режиссера Джона Мюррея Андерсона.
Через год Андерсон, друживший со многим
и режиссерами, порекомендовал трудолюбивую ученицу Джорджу Кьюкору, который занимался постановкой пьесы 'Бродвей'. Так Элизабет впервые попала в театр. Впрочем, через некоторое время Кьюкор без видимых причин уволил Дэвис, и ей пришлось устроиться билетершей в другой театр.
Началом театральной карьеры Бетти Дэвис можно считать 1929 год, когда ее приняли в нью-йоркский театр 'Provincetown Playhouse'. Здесь состоялся ее дебют на сцене в роли Гедвига в постановке 'Дикая утка'. А настоящий успех пришел к Бетт после спектакля 'Разбитые блюда', который был показан около двухсот раз. О Дэвис заговорили как о многообещающей актрисе, у которой большое будущее.
Бетт Дэвис мечтала о большем, чем слава театральной актрисы, поэтому в 1930 году отправилась покорять Голливуд. Приехав в Лос-Анджелес, она пошла прямиком к Сэмюэлю Голдвину – влиятельному продюсеру, в распоряжении которого было несколько киностудий. Сначала Голдвин не хотел брать актрису и даже назвал ее ужасным существом, но затем в
се же согласился заключить с ней контракт с окладом 300 долларов в неделю.
В 1930 году на киностудии 'Universal' состоялся дебют Дэвис в фильме 'Дурная слава'. Затем последовали картины 'Семья' (1931) и 'Мост Ватерлоо' (1931), в которых актриса сыграла второстепенные роли и не смогла себя показать. Голдвин, не увидевший в Бетт большого потенциала, не стал продлевать контракт, и в 1931 году девушка оказалась на улице.
Однако Дэвис тут же 'подобрал' режиссер Джордж Арлисс, который работал на киностудии 'Warner Bros.'. И не просто 'подобрал', а предложил главную роль в фильме 'Человек, который играл Бога' (1932). Актриса долго не могла поверить такой удаче, а после выхода фильма была благодарна Арлиссу вдвойне. Картина имела большой успех, поставив Бетт в центр всеобщего внимания. Так Арлисс 'сыграл Бога' в ее судьбе.
В 1932 году Бетт впервые вышла замуж за своего старого друга, джазового музыканта. Их брак продлился семь лет и, по словам актрисы, не был счастливым. В отличие от личной жизни, в которой вс
е было непросто, ее карьера постепенно шла в гору. Съемочная площадка 'Warner Bros.' стала тем местом, где Дэвис смогла раскрыть свой талант и завоевать публику.
Череда невероятного успеха началась с фильма 'Бремя страстей человеческих' (1934), в котором Бетти сыграла роль Милдред. Затем последовали картины 'Город на границе' (1934) и 'Опасная' (1935). В этих фильмах актриса продолжила развивать тип женщины, чья жестокость, аморализм и властность лишает ее женственности и становится опасной для окружающих.
В фильме 'Опасная', название которого говорит само за себя, Бетт сыграла бывшую актрису Джойс Хит, решившуюся на убийство ненавистного мужа ради другого человека. Роль была исполнена настолько мастерски, что принесла Дэвис кинопремию 'Оскар'. Критики стали шутить: чем стервознее героиня, тем лучше играет Бетт Дэвис.
Несмотря на удачно складывающуюся карьеру, Элизабет ненавидела Голливуд. Она всегда хотела больше свободы в выборе ролей, но киностудия держала ее в жестких рамках. Когда актрисе в очеред
ной раз отказали в самостоятельности, она собрала вещи и уехала в Лондон. Дэвис удалось вернуть только через суд, но теперь продюсеры знали, что шутить с ней нельзя.
Именно поэтому когда Бетт не получила роль Скарлетт О'хары в 'Унесенных ветром', продюсеры поспешили утешить ее ролью в фильме 'Иезавель' (1938). Это была экранизация пьесы Оуэна Дэвиса, которая очень похожа на роман Маргарет Митчелл. Благодаря режиссуре Уильяма Уайлера и блестящей игре Дэвис, фильм имел не меньший успех, чем 'Унесенные ветром'. Актриса заслужено получила свой второй 'Оскар'.
40-е годы в Голливуде прошли под знаком Бетти Дэвис. Ее сравнивали с легендарной Элеонорой Дузе и даже избрали президентом Американской академии искусств. Но актриса все равно чувствовала отчаянное одиночество. За это время она успела во второй раз выйти замуж, но счастье было недолгим. Вскоре ее муж погиб в результате несчастного случая.
В 1943 году, спустя два года после гибели мужа, Бетти вышла замуж за малоизвестного х
удожника Уильяма Шерри. Она родила дочь Барбару, и Голливуд для нее перестал существовать. Впрочем, этот период в ее жизни длился недолго. Актриса не могла жить без кино и уже через год вернулась на студию. Их отношения с Уильямом стали натянутыми, и он, не выдержав, бросил жену. Дэвис не могла прийти в себя несколько лет…
Возвращение актрисы в большое кино случилось в 1950 году, когда Джозеф Манкевич предложил ей сыграть в кинокартине 'Все о Еве'. Роль стареющей театральной звезды Марго Ченнинг принесла Дэвис номинацию на 'Оскар' и награду Каннского фестиваля. После выхода фильма Бетт призналась Манкевичу, что он 'воскресил ее из мертвых'.
Однако это 'воскрешение' было скорее последней вспышкой умирающей звезды. Практически все последующие фильмы с участием актрисы не имели успеха. Она продолжала сниматься в кино и даже получила еще несколько номинаций на 'Оскар', но превзойти свои ранние роли уже не смогла.
Во время съемок фильма 'Все о Еве' Дэвис познакомилась с актером Гэри Мерриллом, и у них закру
тился роман. В 1951 году они поженились, а вскоре усыновили новорожденную девочку, которой дали имя Марго. В 1954 году они взяли из роддома еще одного ребенка – Майкла. Бетт все чаще оставалась с детьми и все реже снималась в кино. Начиная с 70-х годов ее стали преследовать болезни, которые окончательно положили конец карьере.
Последние двадцать лет жизни Бетти Дэвис отчаянно боролась с раком, пережила четыре инсульта и паралич правой стороны лица. Она прошла долгую реабилитацию, но здоровье ухудшалось с каждым днем. 6 октября 1989 года великой актрисы не стало.
Вклад Бетт Дэвис в мировой кинематограф сложно переоценить. Она первая женщина, возглавившая Американскую академию киноискусств, и первый человек, получивший 10 номинаций на 'Оскар'. Легендарные 'рыбьи' глаза Дэвис, которые мечтал запечатлеть каждый оператор, стали символом целой эпохи. Ко всему прочему, Бетт обладала сильным характером, благодаря которому не только получила уважение и признание, но и смогла достичь вершины голливудского Олимпа.