Первый датский художник, получивший широкое международное признание, Торвальдсен активно заботился о развитии искусства в своей стране.
ТОРВАЛЬДСЕН, БЕРТЕЛЬ (Thorvaldsen, Bertel) (1768/1770–1844), датский художник, один из лидеров неоклассицизма.
Родился в Копенгагене 13 ноября 1768 (по другим данным – 19 ноября 1770) в семье резчика по дереву, выходца из Исландии. Учился в местной Академии художеств (1781–1793) у Н.А.Абильгора и
других. Приехав в Рим в качестве академического «пенсионера» (1797), провел там большую часть жизни.
Вслед за успехом статуи Ясон с золотым руном (1802–1803; как и большинство произведений Торвальдсена, она находится в копенгагенском музее его имени), молодой ваятель, поддержанный А.Кановой, быс
тро завоевал громкую славу. Его гармоничный стиль, полный идеалистического изящества, казался в тот период наиболее адекватным выражением традиций античной классики, великолепно вписываясь в ампирную моду на «ожившие антики». Он получал самые престижные заказы, создавая (как правило, в мраморе, реже
в бронзе) фигуры и группы для украшения архитектуры, портреты, памятники и надгробия, неизменно проникнутые духом возвышенной и благородно-сдержанной героики. Среди работ мастера – Ганимед с чашей и орлом (1804), Амур и Психея (1807), Венера с яблоком (1813–1816), медальоны День и Ночь (1814–1815),
Меркурий со свирелью (1818), Ганимед, кормящий Зевсова орла (1817), Три грации (1817–1819), М.Ф.Барятинская (1820), автопортрет (1839); памятники: И.Понятовскому (1820–1829) и Н.Копернику (1829–1830) в Варшаве, Дж.Байрону в Кембридже (1830–1831), Ф.Шиллеру в Штутгарте (1835–1839); грандиозный фриз
Поход Александра Македонского, аллегорически славящий Наполеона (1812, вилла Карлотта у озера Комо); статуи Христа и двенадцати апостолов в церкви Богоматери в Копенгагене (1820–1827), надгробие папы Пия VII (1824–1831, собор св. Петра, Рим).
С 1838 жил на родине. Первый датский художник, получи
вший широкое международное признание, Торвальдсен активно заботился о развитии искусства в своей стране. Президент римской Академии св. Луки (с 1825), в 1833 он возглавил и копенгагенскую Академию художеств. Собрал ценную античную коллекцию, которую разместил вместе с моделями своих работ в специаль