Бернардо Бертолуччи – режиссер, который поставил один из самых шокирующих и скандальных фильмов второй половины XX века. Откровенные сцены 'Последнего танго в Париже' до сих пор будоражат умы и волнуют сердца миллионов кинозрителей. Долгое время Бертолуччи жил на Востоке, что отразилось на его творчестве. Здесь он создал не менее значимые работы, которые стали классикой мирового кино.
Бернардо Бертолуччи появился на свет в итальянском городе Парма 16 марта 1940 года. Его отец, поэт и кинокритик Аттилио Бертолуччи, поощрял интерес сына к искусству и часто брал его с собой на съемочную площадку. Бернардо рос в среде интеллектуалов: поэтов, писателей, кинематографистов и профессоров истории.
В довольно раннем возрасте Бертолуччи начал снимать свои первые любительские фильмы. В 1957 году вышла картина 'Канатная дорога', а в 1958 – 'Смерть свиньи'. Обучаясь на философском факультете Римского Университета, Бернардо познакомился с итальянским режиссером Пазолини. Он выступил ассистентом великого метра на съемках картины 'Аккатоне', а также принимал участие в создании еще нескольких работ Пазолини.
Переломный момент в жизни молодого
режиссера настал в 1962 году. Бернардо выпустил сборник стихов 'В поисках загадки', бросил университет и снял первую полнометражную ленту 'Костлявая кума'. В съемках картины, которая была создана под влиянием Пазолини, участвовали непрофессиональные актеры. Рассказ ведется о жизни римских низов и пропитан открытой социальной критикой.
Кинодебют оказался удачным, и Бертолуччи продолжил карьеру режиссера. В 1964 году вышел фильм 'Перед революцией', который рассказывает историю молодого буржуазного интеллигента, ставшего на путь марксизма. Эта явная автобиографическая картина получила огромную популярность в молодежной среде, отчасти из-за своего романтического духа.
Фильм 'Перед революцией' показал, что Бертолуччи стоит на пересечении главных направлений итальянс
кого кинематографа. Он поэт и политик, новатор и традиционалист, реалист и авангардист. В его манере есть что-то от тонкого и интеллектуального вкуса Висконти, психологизма Антониони, иносказательности и метафоричности Феллини, эксцентричности и бунтарства Пазолини.
Фильм 'Последнее танго в Париже', вышедший в 1972 году, приобрел скандальную известность и навсегда обессмертил имя Бернардо Бертолуччи. Однако сама картина немного не вписывается в главную режиссерскую тему 'личность и общество'. В ней нет никакого социального фона. Это фильм о добровольном одиночестве, которое является сутью протеста главного героя против общества.
Картина шокировала публику откровенными сексуальными сценами, в частности 'сценой с маслом', в которой г
авный герой использует его в качестве лубриканта. Исполнительница главной роли Мария Шнайдер призналась, что эта сцена преследовала ее многие годы спустя, и даже сказала, что больше не ест сливочное масло. Фильм наделал много шума и стал невероятно популярным, особенно во Франции. Он был запрещен к показу в Португалии, Италии, Новой Зеландии, Сингапуре и Южной Корее.
'Последнее танго в Париже' оценили не все критики. Многим он показался слишком откровенным. Тем не менее, исполнитель главной роли Марлон Брандо получил премию кинокритиков США, а Мария Шнайдер – специальную награду 'David di Donatello'. Бернардо Бертолуччи итальянские журналисты наградили 'Серебряной лентой'.
После неудачных фильмов 'Луна' (1979) и 'Трагедия смешного человека' (1981) Бертолуччи на
некоторое время порвал с итальянской тематикой. Он отправился в Англию, где начался так называемый 'космополитический период' его творчества. Многие годы режиссер жил на Востоке, что отразилось в его работах, в которых он как европеец пытался понять другой менталитет, другой тип сознания, другую культуру.
Среди самых известных картин этого периода – историческая эпопея 'Последний император' (1987), рассказывающая о жизни последнего императора Китая Пу И. Фильм был высоко оценен мировым киносообществом и считается одним из лучших в карьере Бертолуччи. Особенно восторженно он был встречен в США, где получил 9 кинопремий 'Оскар'. В 1993 году вышла картина 'Маленький Будда', которую многие назвали адаптацией для американской аудитории постулатов буддизма.
ние работы
После 15-летнего перерыва Бернардо Бертолуччи вернулся в Италию, где снял картину 'Ускользающая красота' (1996), главную роль в которой исполнила Лив Тайлер. Но все же наиболее известным фильмом позднего периода творчества режиссера стала историческая драма 'Мечтатели' (2003). В центре сюжета картины – история сексуальной революции, которая показана в отдельно взятой квартире. События происходят на фоне студенческих волнений в Париже 1968 года.
Известно, что на одну из главных ролей претендовали Леонардо Ди Каприо и Джейк Джилленхол. Первый отказался из-за работы в проекте 'Авиатор', а Джилленхол счел некоторые сцены слишком откровенными. Премьера картины состоялась на Венецианском фестивале и вызвала бурную реакцию. Мнения критиков разделились: не
которые сравнивали фильм с 'Последним танго в Париже', некоторые говорили о том, что Бертолуччи попросту исчерпал себя. Особенно недовольными были критики США, которым фильм показался слишком вольной трактовкой сексуальной революции 1960-х. Картина получила несколько кинонаград, но успеха главного фильма режиссера не повторила.
В 2007 году Бернардо Бертолуччи получил награду за вклад в киноискусство на фестивале в Венеции, а в 2011 году – в Каннах. Сегодня никто уже не сомневается в том, что он один из величайших режиссеров второй половины ХХ века. Его картины давно стали классикой, а киноидеи прописными истинами. Отношение Бертолуччи к кинематографу чисто философское. 'Кино – это очищение – говорит режиссер, – а каждый новый фильм – это история любви с актером'