Вместе с Ф.Брэдли, своим другом и коллегой по Оксфорду, Бозанкет являлся главой английской школы абсолютного идеализма, черпая главные идеи из философии Платона и Гегеля.
БОЗАНКЕТ, БЕРНАРД (Bosanquet, Bernard) (1848–1923), британский философ, представитель неогегельянства. Родился в Рок-Холле (графство Нортамберленд, Англия) 14 июня 1848. Получил образование в Харроу и Бейллиол-колледже Оксфордского университета. С 1870 до 1881 был научным сотрудником и наставником в
Юниверсити-колледже Оксфордского университета; затем, переехав в Лондон, принял самое деятельное участие в работе Общества милосердия, Лондонского этического общества, читал лекции в рамках просветительской деятельности университета. С 1903 до 1908 занимал должность профессора моральной философии в
университете Сент-Андруса (Шотландия), а в 1911–1912 читал лекции в Эдинбургском университете. Наиболее значительные результаты были получены Бозанкетом в логике, метафизике и эстетике.
Вместе с Ф.Брэдли, своим другом и коллегой по Оксфорду, Бозанкет являлся главой английской школы абсолютного ид
еализма, черпая главные идеи из философии Платона и Гегеля. Сердцевиной его учения была идея, что только в рамках целого, в законченной и абсолютной системе вещей, мы находим подлинную истину и реальность. Рассматривать что-либо абстрактно, т.е. вне контекста, – значит не видеть реальности. Чтобы по
нять, что собой представляет какой-нибудь телесный орган, скажем желудок, мы должны увидеть его функцию внутри тела. Подобно этому, чтобы понять, что такое тело, мы должны установить его отношения с окружающей средой, и точно так же обстоит дело с каждой последующей целостностью. Каждая следующая це
лостность более понятна, и не столько в силу масштаба, сколько в силу своей организации; каждая все ближе к совершенной системе, в которой каждая из частей предполагается другими частями. Такого рода систему Бозанкет называл «конкретной универсалией», или «индивидуумом».
В его самой известной ра
боте Принцип индивидуальности и ценность (The Principle of Individuality and Value, 1912) эта система служит мерой истины, добра и красоты. Истина заключается не в соответствии идей грубым фактам восприятия: таких фактов не существует. Само восприятие есть мыслительная конструкция, возведенная на фу
ндаменте ощущений, и в меру своего масштаба и связности эта конструкция есть истина.
На тех же соображениях основывается бозанкетовский идеал самореализации в этике и политике. Разум по самой своей сущности есть попытка со стороны фрагментарного опыта сделать себя организованной целостностью. Са
м по себе он этого достичь не может, так как является лишь органом в системе социального организма и его истинное назначение – служить сообществу. Поскольку благо этого сообщества является моральной целью каждого из его членов, законы сообщества – даже если они предполагают наказание – представляют
собой «действительную волю» самого индивида. Для Бозанкета, как и для его учителя Т.Грина, политическое обязательство исходит из необходимости государства и служит общему благу; политика есть прикладная этика. Обвинение в тоталитарных наклонностях в отношении Бозанкета безосновательно: он был ярко в