В 1903 г. Б. был награжден Нобелевской премией по литературе "за благородную высокую и разностороннюю поэзию, которая всегда отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа", а также за "эпический и драматический талант". В своей Нобелевской лекции Бьернсон говорил, что настоящий писатель должен уметь отличать добро от зла:
"Хорошие и дурные идеи сыграли свою роль во всех областях нашей жизни; они являются частью нашей тяги к знаниям, питают нашу жизненную энергию... Цель любого искусства состоит в том, чтобы отразить эти идеи".
Норвежский поэт, драматург, прозаик и журналист Бьернстерне Мартиниус Бьернсон был старшим из шести сыновей лютеранского пастора Педера Бьернсона и дочери коммерсанта Элизы Бьернсон (урожденной Нурдрок). Когда Бьернсону было 5 лет, его семья переехала из Квикне, маленького церковного прихода в горах, в живописный район Ромсдал в Западной Норвегии, где мальчика определили в школу в прибрежном городе Молде. Не по годам развитый, Бьернсон писал стихи, издавал рукописную газету, проявлял большой интерес к политике. В 1849 г. Б. приехал в Христианию (ныне Осло) готовиться к вступительным экзаменам в университет, здесь он встретился с Генриком Ибсеном и другими крупными норвежскими писателями. В университет Бьернсон поступил в 1852 г., однако, достигнув в следующем году совершеннолетия, он перестал посещать занятия и окунулся в политическую, театральную и литературную жизнь города. На протяжении двух лет в разных газетах выходили его театральные обозрения и критические статьи, им также была начата кампания по созданию норвежского национального театра Бьернсон становится ведущим культурным деятелем страны. В 1854 г. Бьернсон работает театральным критиком в утренней газете Осло 'Моргенбладет' («Morgenbladet»), а два года спустя начинает издавать 'Иллюстререт Фолькебладет' («Illustreret Folkebladet») - журнал, в котором были впервые опубликованы записанные им народные сказки. Летом 1856 г. Бьернсон едет на студенческую сходку в Швецию, где, по словам критика Харальда Ларсона, 'он был потрясен воспоминаниями о прошлом, видом национальных костюмов, оружия, надгробий шведских королей'. Вдохновившись идеей воссоздания истории своей собственной страны, Бьернсон пишет очерк 'Как я стал поэтом', в котором торжественно поклялся создать 'галерею предков' из исторических пьес, с тем чтобы возродить у норвежского народа чувство национальной гордости.
Стремясь выполнить свои обязательства перед национальным театром, Бьернсон в 1857 г. становится директором нового 'Норске театер' в Бергене. В следующем году Бьернсон женится на актрисе Каролине Реймерс, от брака с которой у него было несколько детей. Один из сыновей писателя, Бьерн, стал известным артистом и режиссером, а дочь Берглют вышла замуж за сына Ибсена, Сигурда. Работая в театре, Бьернсон продолжал писать стихи, пьесы и повести, издавал газету, занимался политикой. Его стихотворение 'Да, мы любим эту землю' («Ja, vi elsker dette Landet»), написанное в 1859 г., было впоследствии положено на музыку и стало норвежским национальным гимном.
Возвратившись в 1859 г. в Осло, Бьернсон начал издавать ежедневную вечернюю газету 'Афтенбладет' («Aftenbladet»), ставшую при нем органом новой либеральной партии. Однако его либеральные и реформистские передовицы оказались настолько непопулярными, что вскоре писателю пришлось уйти с поста главного редактора. С 1860 по 1863 г. Б. живет за границей, преимущественно в Италии, а по возвращении в Осло становится директором 'Христиания театер' (1865...1867). До 1873 г. Б. в основном пишет стихи, песни, сказки, повести и пьесы на исторические темы. Как и у Ибсена, главными героями этих произведений были крестьяне и средневековые герои норвежских саг. Такие лирические повести, как 'Сюнневе Сульбаккен' («Synneve Solbakken», 1857), 'Арне' («Arne», 1859) и 'Веселый парень' («En Glad Gut», 1860), стилистически близкие норвежским устным народным преданиям, живописуют жизнь крестьянства в современном обществе и обычно завершаются на положительной ноте. Влиятельный датский критик Георг Брандес в 1886 г. отмечал в одном из своих очерков, что 'Веселый парень' 'подобен освежающему ветерку, несущему избавление от тоскливой меланхолии, отягчающей норвежский ум'. И все же Б. стремился не столько воспеть жизнь веселых селян, сколько показать, что со своим стоицизмом и любовью к приключениям они являются духовными наследниками тех нередко обреченных героев его исторических трагедий, которые боролись за примирение язычества с христианством. Свою первую пьесу 'Вальборг' («Valborg») Бьернсон снял с постановки, так как счел ее слишком банальной, - поэтому первой пьесой писателя принято считать 'Между битвами' («Mellem Slagene», 1857). За этой исторической пьесой, где описываются драматические события XII в. в Норвегии, последовали другие:
'Хромая Гульда' («Halte Hulda», 1858), 'Король Сверре' («Kong Sverre», 1861), 'Сигурд Злой' («Sigurd Slembe», 1863) и 'Мария Стюарт в Шотландии' («Maria Stuart i Skotland», 1864). Трилогия 'Сигурд Злой', повествующая о таинственном претенденте на средневековый престол, считается лучшей из пьес, написанных Бьернсоном по мотивам норвежских саг, и ставится в один ряд с 'Борьбой за престол' Ибсена.
К концу 1860-х гг. поэтическое творчество Б. достигло своего расцвета. В 1870 г. вышли его 'Стихи и песни' («Digte og Sange»), многие из которых были позднее положены на музыку. Эпическая поэма в пятнадцати песнях 'Арнлют Геллине' («Arnljot Gelline») была опубликована в том же, 1870 г., и получила высокую оценку Георга Брандеса, назвавшего ее 'не превзойденной по красоте описания природы'. Впрочем, тот же Брандес, увлеченный идеями Чарлза Дарвина, Джона Стюарта Милля, Шарля Огюстена Сент-Бева и Ипполита Тэна, убеждал Б. изменить свои литературные пристрастия. В цикле лекций, прочитанных в Копенгагене в 1871 г., Брандес призывал скандинавских писателей отказаться от романтических и националистических представлений в пользу реалистической трактовки человеческих проблем, и Б. вскоре последовал его призыву. В 1873...1876 гг. писатель живет в Риме, в это время он оставляет фольклорные и исторические темы и обращается к социальной критике. Страстный защитник политической и культурной независимости Норвегии, Бьернсон разделяет идеи 'пан-скандинавизма', ратует за мир и международные гражданские права. Несмотря на то что Б. считал христианство жизнеутверждающей религией, он отвергал божественную природу Христа и открыто критиковал лютеранскую церковь за непонимание законов эволюции и за то значение, которое лютеране придают греху и осуждению на вечные муки. Взгляды Б. заставили набожных норвежцев осудить его как еретика. Возможно, именно по этой причине писатель и провел долгое время за границей, в том числе в Соединенных Штатах (1881). В 1893 г. Б. поселился на ферме в Норвегии, откуда он часто ездил в Данию, Францию, Германию и Италию. Бьернсон был первым норвежским писателем, начавшим писать пьесы с серьезной социальной проблематикой - жанр, который предстояло развить Ибсену. В 'Банкротстве' («En fallit», 1875) запечатлена деятельность биржевых спекулянтов - тема, раньше считавшаяся для серьезной драмы запретной. В 'Редакторе' («Redakteren», 1875) описываются последствия журналистской сенсации. В драматической поэме 'Король' («Kongen», 1877) - эклектичной смеси комедии и мелодрамы - писатель выступает с критикой монархии и церковной догмы. В 1880-х гг. Б. создает свои лучшие 'проблемные' пьесы. В 'Рукавице' («En handske», 1883) писатель бросает вызов двойственности буржуазной морали в вопросах пола. Суть драмы 'Свыше наших сил' («Over Evne», 1886), где выведен фанатичный священник, который умышленно не спасает жену, в том, что мораль и общечеловеческие ценности должны взять верх над религиозным фанатизмом. Эта драма с успехом прошла по всей Европе, а в ее нью-йоркской постановке в главной роли играла Патрик Кэмпбелл. Свою собственную страсть к политическим кампаниям Б. высмеял в пьесе 'Любовь и география' («Geografi og kjaerlighed», 1885).
В 1884 г. Б. написал довольно неровный реалистический роман 'Флаги веют над городом и над гаванью' («Det Flager i Buen og pa havnen»), где рассказывается о сексуальном воспитании в школе для девочек. В другом реалистическом романе 'По божьему пути' («Pa Guds Veje», 1889) раскрывается конфликт между наукой и религией. Эти произведения, по словам английского критика Эдмунда Госсе, 'отличаются точностью деталей и наблюдательностью'.
В 1903 г. Б. был награжден Нобелевской премией по литературе 'за благородную высокую и разностороннюю поэзию, которая всегда отличалась свежестью вдохновения и редкой чистотой духа', а также за 'эпический и драматический талант'. В своей Нобелевской лекции Б. говорил, что настоящий писатель должен уметь отличать добро от зла:
'Хорошие и дурные идеи сыграли свою роль во всех областях нашей жизни; они являются частью нашей тяги к знаниям, питают нашу жизненную энергию... Цель любого искусства состоит в том, чтобы отразить эти идеи'.
В 1910 г., через год после выхода в свет последней драмы писателя 'Когда зацветет новый виноград' («Nar den ny vin blomstrer»), Бьернсон умер в Париже в возрасте 77 лет. Девятитомное собрание сочинений писателя было опубликовано в 1919 г. По словам американского критика, выходца из Норвегии Ялмара Йорса Бойесена, Б. 'видел в оборванном норвежском крестьянине национальное величие, а прикладывая ухо к сердцу нации, слышал биение ее скрытых эмоций. И когда он подал голос и запел, каждый скандинав почувствовал, что это его собственный голос'. Хотя в свое время Б. сравнивали с Ибсеном, сегодня его лучше знают и выше ценят как поэта и сказителя, чем как драматурга. Сила стихов Б., писал английский критик XX в. Джеймс Уолтер Макфарлейн, состоит в 'их чистосердечной жертвенности, в простоте и естественности чувств', а также в лиризме и патриотическом порыве. Сравнивая Бьернсон с Ибсеном (который так и не был удостоен Нобелевской премии), английский критик Брайан В. Даунз отметил, что 'будущее на стороне Ибсена, который остается великой державой литературного мира, чего нельзя сказать о Бьернсоне и в то же время произведения Бьернсона, как правило, заслуживают внимания'.