13 февраля 1571 года скончался Бенвенуто Челлини, один из представителей славной плеяды великих творцов итальянского Возрождения, художник, которого современники сравнивали с Микеланджело.
Сам Бенвенуто, ученик Микеланджело, весьма своего учителя почитал, однако был уверен, что тот – представитель уходящего поколения художников, а среди его ровесников равных ему просто нет. Когда правитель Флоренции герцог Козимо Медичи, заказавший Бенвенуто мраморную статую Персея, решил по скупости
своей несколько снизить цену работы и намекнул, что другой художник сумел бы сделать не хуже, Бенвенуто вскричал: «Учитель мой Микеланджело Буонаротти, когда он был моложе, сделал бы так же, да и то она стоила бы ему трудов не меньших, чем мне. Теперь, когда он очень стар, он, конечно, не сумеет это
го. А потому я не думаю, чтобы сейчас оказался на свете человек, способный довести до конца такое дело". Вера Челлини в собственную богоизбранность была безмерно велика. В своей автобиографии «Жизнь» он перечисляет сразу несколько фактов, которые указывают на его исключительность. Начать с того, что
в раннем детстве Бенвенуто схватил руками скорпиона, и тот не ужалил его. Потом он видел в огне саламандру, в некоторой степени мистическое животное, и поскольку никто другой из присутствующих ее не видел, то это был, конечно, знак.
Но это все цветочки по сравнению с тем, что происходило с Бенв
енуто в зрелые годы, когда он уже стал не только прославленным художником, но и известным хулиганом, задирой и бретёром. За свои выходки он регулярно оказывался в тюрьме, и в частности, в самой аристократический из них – в замке св. Ангела в Риме. Именно там у Бенвенуто были чудесные видения. К нему
приходили Христос и Мадонна с двумя коленопреклоненными ангелами по бокам. Ему снились вещие сны о себе и других. Но самое замечательное случилось с ним после того, как он вышел из тюрьмы. Вокруг его головы появилось сияние. Настоящий нимб, как у святых. Сам он рассказывает об этом в весьма торжест
венной тональности. "Я не хочу умолчать о самой удивительной вещи, которая когда-либо случалась с человеком. Я рассказываю это в доказательство божественности господа и его неисповедимых путей. Вот чего сподобил меня бог: после видения, о котором я рассказывал, у меня вокруг головы осталось сияние,
явление чудесное. Его видели все очень разные люди, которым я его показывал". Чем севернее при этом находился сам Бенвенуто (например, во Франции по сравнению с Италией), тем более ясно виднелось сияние. Особенно благоприятны для таких наблюдений были сырые росистые утра, часа через два после восход
а солнца.
Самое удивительное, что Челлини, рассказывающий нам об этих чудесах в своей автобиографии, похоже, сам искренне в них верит. "Он сам себя помазал и короновал абсолютным монархом искусства, и каждый проступок по отношению к нему становится оскорблением величества" – сказал о нем один кр
итик. Бенвенуто, похоже, действительно считал себя одним из великих мира сего, не только равным герцогам, но и куда более значительным. Однажды, по пути во Францию, он должен был заехать в Феррару к кардиналу д'Эсте. Навстречу художнику выехал слуга кардинала, который сказал ему, что д'Эсте просит е
го поторопиться и ехать на почтовых. "Я ему ответил, что мое искусство не делается на почтовых, - пишет Бенвенуто. – Что когда я путешествую, то езжу неутомительными переходами, что меня должен сопровождать конный слуга для личных услуг, что я должен быть снабжен деньгами, достаточными для дороги».