Кроче – виднейший представитель итальянского идеализма, выросшего непосредственно из «неаполитанской» версии гегельянства 19 в. (Б.Спавента, Ф.Де Санктис), а также из более отдаленного источника – философии итальянского мыслителя 18 в. Д.Вико.
Родился 25 февраля 1866 в Пескассероли, близ Л ' Акуила (Италия), в семье, владевшей землями в центральной части страны. Родители Кроче погибли в 1883 в результате извержения вулкана. Жил в Неаполе, получил образование в университете Неаполя. Разочаровавшись в университетском образовании, много зани
мался самообразованием. Профессор университета в 1902 – 1920. Стал сенатором в 1910. С июня 1920 по июль 1921 был министром просвещения в кабинете Д.Джолитти. Идеолог и лидер итальянских либералов в 1930 – 1940-х годах, открытый противник фашистского режима Муссолини. После поражения Италии во Второ
й мировой войне Кроче вошел в Комитет национального освобождения. Умер Кроче в Неаполе 20 ноября 1952.
Кроче – виднейший представитель итальянского идеализма, выросшего непосредственно из «неаполитанской» версии гегельянства 19 в. (Б.Спавента, Ф.Де Санктис), а также из более отдаленного источника
– философии итальянского мыслителя 18 в. Д.Вико. Для этого направления идеализма характерны отрицание гегелевского абсолюта и утверждение в качестве единственного бытия творческого и порождающего самого себя разума. Пожалуй, наиболее существенна для понимания становления взглядов Кроче его автобиогр
афия (Contributo alla critica di me stesso , 1951). В ранний период творчества Кроче испытал влияние марксизма, был учеником Лабриолы. Сам философ называл свое учение «абсолютным идеализмом».
Философия Кроче систематическим образом изложена в 4 томах под общим названием Философия духа (Filosofia d
ello spirito ). Первые два тома – Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика (Estetica come scienza dell'espressione e linguistica generale , 1902) и Логика как наука о чистом понятии (Logica come scienza del concetto puro , 1909), посвящены описанию теоретической деятельности разума, вк
лючающей художественное творчество и понятийное мышление; последние тома – Философия практики: экономика и этика (Filosofia della pratica . Economia ed etica , 1909) и Теория и история историографии (Teoria e storia della storiografia , 1917), содержат анализ практической стороны разума – экономичес
кой деятельности и этики,– находящей свое высшее выражение в истории. Среди других работ Кроче – История как мышление и как действие (La storia come pensiero e come azione , 1938); Философия, поэзия, история (Filosofia, poesia, storia , 1951) и многие другие. Наиболее значителен вклад мыслителя в эс
тетику и философию истории.
Согласно Кроче, искусство есть выражение творческого разума. Творчество – важнейшая деятельность разума, без него познание невозможно. Таким образом, искусство – начало всякой теории. В этом исходном восприятии внутренне переживаемая интуиция находит внешнее выражение.
Выражают себя не только художники, но все люди. Мерой прекрасного является успех в самовыражении. Эта теория отчасти представляет собой разрыв с представлением о прекрасном как о свойстве физического объекта и дает пример более общего неприятия натурализма неогегельянством. Во многих работах Кроче п
рименил такой подход к трактовке искусства и литературы, основав целую школу в искусствоведении и художественной критике.
Философия истории Кроче также является восстанием против натурализма. История как творение настоящего есть акт мышления и поэтому также есть философия. История – это философия,
а философия – это история. По сути дела, история есть высшая форма философии, кульминация развития духа, начинавшего с художественного выражения. Поскольку, согласно Кроче, существует только разум, историческое повествование всегда носит философский характер, ибо представляет собой настоящее, интер
претирующее прошлое и в этой интерпретации буквально его творящее. Описать прошлое – значит высказать оценочное суждение в настоящем; каждое поколение должно писать историю заново. Поэтому история – это философия. В то же время оценочное суждение есть проявление творческого характера разума, и эта е
го активность становится частью истории разума. Поэтому философия – это история.
Кроче написал множество работ и эссе, посвященных истории, литературе и политике, и внес значительный вклад в историографию, явившись основателем «этико-политической школы», а также в литературоведение и языкознание.