Стиль его игры на акустической гитаре формировался под влиянием великих блюзменов и фолк-музыкантов, а технику игры он совершенствовал на слайд-гитаре "Weissenborn", которую еще в конце 20-х создал Herman Weissenborn. Этот инструмент стал фирменной "фишкой" гитариста. "Если я когда-нибудь возьму в руки Strat, заброшу Weissenborn, а потом еще, чего доброго, сяду за клавиши или начну дудеть на трубе, значит, у меня начались серьезные проблемы, - говорит Харпер. - Значит, я ушел от своих корней. Я навсегда связан с Weissenborn, каждый день он раскрывает мне что-то новое. Каждый раз, когда я беру его в руки, меня ждет открытие".
Сухой и скучный городок Помона в штате Калифорния стал малой родиной Бена Харпера (Ben Harper), певца, композитора и гитариста в одном лице. До Лос-Анджелеса было, в общем-то, рукой подать - каких-то 50 миль на восток. Но если бы не веселое, насквозь музыкальное семейство, жизнь провинциального мальчишки протекала бы как серый однообразный сон. А так - в окружении папы-лютниста, бабушки-гитаристки, отца-барабанщика и матери-певицы и гитаристки, - Бен рано понял, что от музыки ему никуда не деться. Тем более, что его родственники владели несколькими магазинами музыкальных инструментов. В шесть лет он впервые попробовал взять в руки гитару, а в 12 уже выступал перед школьной аудиторией. Воображение начинающего музыканта волновали исполнители разного плана - от Сон Хауса (Son House) и Скипа Джеймса (Skip James) до Боба Марли, Джими Хендрикса и Боба Дилана.
Стиль его игры на акустической гитаре формировался под влиянием великих блюзменов и фолк-музыкантов, а технику игры он совершенствовал на слайд-гитаре "Weissenborn", которую еще в конце 20-х создал Herman Weissenborn. Этот инструмент стал фирменной "фишкой" гитариста. "Если я когда-нибудь возьму в руки Strat, заброшу Weissenborn, а потом еще, чего доброго, сяду за клавиши или начну дудеть на трубе, значит, у меня начались серьезные проблемы, - говорит Харпер. - Значит, я ушел от своих корней. Я навсегда связан с Weissenborn, каждый день он раскрывает мне что-то новое. Каждый раз, когда я беру его в руки, меня ждет открытие".
В 1992 году 23-летний гитарист получил шанс поиграть вместе с Taj Mahal, который оказал на него колоссальное влияние, а также выступить с именитым блюзменом Brownie McGhee. Менеджмент лейбла Virgin Records отметил мастерство начинающего музыканта и, предложив ему контракт, в 1994 году издал дебютный альбом Бена Харпера "Welcome to the Cruel World". К радости дебютанта, критики отнеслись к нему с пониманием, хотя были и строгие журналисты, отмечавшие, что вокал молодого исполнителя оставляет желать лучшего. Но со временем таких становилось все меньше. Обозреватель "L.A. Times", в частности, написал: «Вы немедленно подпадаете под обаяние его фолк-блюзовых мелодий, глубина его переживаний и очевидный талант достойны внимания». Наиболее впечатляющей вещью на альбоме оказался трек "Like а King", апеллировавший одновременно к Мартину Лютеру и Родни Кингу, с его попыткой разобраться в проблемах чернокожих братьев.
Второй альбом музыканта "Fight for Your Mind", изданный в 1995, продолжал разрабатывать гражданские темы свободы и притеснения личности, хотя такие треки, как "By My Side", подтверждают, что музыкант способен создавать глубоко личные песни, основанные на собственных душевных переживаниях. В этой записи гораздо шире использовались электрические инструменты, равно как и в следующем лонг-плее "The Will to Live". Над всеми этими альбомами Ben Harper трудился в студии вместе со своей бэк-группой Innocent Criminals. В ее состав вошли басист Хуан Нельсон (Juan Nelson), барабанщик Дин Баттерворт (Dean Butterworth) и перкуссионист Дэвид Лич (David Leach).
В 1995-96 годах в поддержку "Fight for Your Mind" Бен Харпер и компания много концертировали, превратив продолжительные гастроли в мировое турне. Параллельно началась подготовка материала к третьему диску "The Will to Live", который появился в 1997-м. Эклектика и богатая образность остаются главным оружием музыканта. «Голос Бена Харпера и его стиль объединяют фанк-блюз в духе Taj Mahal и эксцентрику электрического Боба Дилана», - можно было прочитать в прессе.
«Я считаю, что нет ничего плохого в том, чтобы пытаться изменить восприятие слушателями традиционных жанров - кантри, рок-музыки... Я понимаю, что делаю кое-что отличное от того, что считается нормой для моего поколения. В 60-х были Rolling Stones и Beatles и каждая их песня отличалась от остальных. Я надеюсь, что делаю нечто подобное. Я сочетаю фолк и рок и блюз и считаю, что именно такое «микширование» и делает музыку привлекательной и интересной для слушателя. Меня утомляет исполнять только «рок-композиции», например...» - заявляет музыкант на обвинения в заигрывании со всей известной ему палитрой стилей.
Альбом 99-го года "Burn to Shine" был сделан в гораздо более жесткой манере, чем предыдущие, а саунду музыкант придал более коммерческий характер. Отличные песни Бена Харпера предстали в новых и несколько неожиданных аранжировках. Тем более что и сам музыкальный материал на редкость разнородный, а тематика и атмосфера песен оказались очень личными. Слушатели продолжали восхищаться его экспрессивным вокалом и зрелой, мощной гитарной работой, а в рецензиях на альбом все чаще появлялись сравнения песен музыканта с некоего рода музыкальными проповедями.
«Я не являюсь проповедником - ни в коем смысле, - открещивался музыкант. - Проповедники говорят, во что верить, я же рассказываю, во что верю я. Я просто люблю петь и общаюсь со слушателями на языке эмоций... Музыка - за пределами языковых, возрастных или временных категорий. Да, иногда музыка может и ставить барьеры, но это - позор! К такой музыке я не имею ни малейшего отношения!»
Свой четвертый релиз Бен Харпер поддержал продолжительным туром по Соединенным Штатам. К этому времени он со своей группой настолько вошел во вкус концертной жизни, что мог давать по 200 выступлений в год. Но только после четырех студийных релизов музыкант решил записать и издать концертник. Двойной live-альбом "Live from Mars" появился в продаже в марте 2001 года. Два диска представляют Бена Харпера и его группу Innocent Criminals в акустическом и в электрическом вариантах. Если по первому диску можно судить о многогранности его композиторских дарований и умению работать с пестрой палитрой стилей (рок, фолк, соул, блюз), то второй диск позволяет оценить его живой и гибкий голос, умеющий быть невероятно трогательным.
Летом того же года знаменитый фотограф Дэнни Клинч (Danny Clinch), который за свою долгую творческую биографию поработал с крупнейшими мировыми рок-звездами, снял полнометражный документальный фильм о музыканте. 90-минтуная лента "Pleasure and Pain" - это режиссерский дебют Клинча, который он решил посвятить именно Харперу, автору и гитаристу, чьей личностью он всегда восхищался.
Последний на сегодняшний день альбом "Diamonds on the Inside" Бен Харпер издал в марте 2003 года. Гитаристу и композитору снова тесно в рамках одного жанра, поэтому его вдохновение ищет опоры в фанке и реггей, в роке и бардовской песне, в госпел и блюзе. Богатый саунд альбома расцвечен скрипками, арфой, виолончелями, кларнетом, аккордеоном и органом. Альбом уже нашел своего слушателя, стартовав в американском чарте на 19 позиции. Фановская аудитория Бена Харпера и его команды разрослась далеко за пределы Соединенных Штатов. За считанные недели с момента издания "Diamonds on the Inside" стал золотым в нескольких европейских странах, в частности во Франции и Италии, добравшись до первой десятки национальных хит-парадов.
Летом 2003 года певец отправится в дорогу в паре со своим давним коллегой Джеком Джонсоном (Jack Johnson), которому приходилось ранее открывать концерты Бена Харпера. Их совместные гастроли по Соединенным Штатам станут своего рода альтернативой шумным турам Ozzfest и Summer Sanitarium. Первая часть турне, которое продлится месяц, начнется 6 июня в Чикаго, а в августе шоу-марафон продолжится. Осенью 2003 года Бен Харпер отправится на встречу с европейскими поклонниками.
В рецензиях на последний альбом Бена Харпера критики апеллируют к именам Джими Хендрикса, Стиви Уандера и Боба Марли, чье дело, по их мнению, Харпер продолжает сегодня. Когда музыканта начинают сравнивать с его легендарными предшественниками, тут уже пахнет серьезным признанием.
В заключение - одно из высказываний Бена Харпера, которое дает некоторое представление о том, чем живет этот замечательный музыкант.
«Своими вопросами о том, как появилась та или иная песня и что я хотел сказать той или иной песней, люди пытаются нарушить магию музыки. Но я не позволяю им этого делать, поэтому не люблю давать интервью. Я не хочу разрушать свою музыку. Эмоциональный заряд некоторых песен не изменяется для слушателей со временем, но есть и такие, которые слушаются по-разному, в зависимости от того, на каком этапе жизни ты находишься. Более того - и свои песни я каждый раз исполняю по-разному. Я считаю, что музыку нельзя объяснить, как нельзя объяснить ее воздействие на слушателея - каждый раз магия работает по-разному...»