Современные автомобили проектируются не только для езды, но и для аварий; уважающие себя производители стремятся спроектировать машины так, чтобы даже в случае жесточайших катастроф урон распределялся по самому корпусу и механизмам, минимизируя вред пассажиру. Основоположником данной схемы защиты стал австро-венгерский инженер Бела Барени.
Бела Барени – австро-венгерский инженер. Считается основоположником современных систем пассивной безопасности для автомобильного транспорта. На протяжении нескольких десятилетий Барени удерживал за собой звание наиболее продуктивного изобретателя в истории. Уходя на покой 31 декабря 1972-го, Барени числил за собой больше 2000 патентов – в два раза больше, чем у самого Томаса Эдисона; на этом, однако, его изобретательская деятельность не прекратилась – к 2009-му у Белы было уже больше 2500 патентов.
Родился Бела в Хиртенберге, близ Вены (Hirtenberg, Vienna); отец его, Евгений Барени (Jenő Berényi), был венгерским военным и преподавателем в военной академии бывшей венгерской столицы Пожони (Pozsony). Мать Белы, Мария, происходила из очень богатого семейства; по линии матери Бела Барени был внуком Фридолина Келлера (Fridolin Keller). Во многом именно деду Бела и обязан был своими дальнейшими успехами на ниве автомобильного дела; в то время автомобили были настоящей редкостью и простым смертным доступны по сути не были. Фридолин Келлер, однако, простым и не был; ему принадлежал очень неплохой 'Austro Daimler'. Именно с этой маши
ны и началось знакомство Белы Барени с автомобильной промышленностью.
Первая мировая перевернула жизнь Белы с ног на голову. Уже в 10 лет мальчик лишился отца – тот погиб на войне; еще через год предприятия Фридолина Келлера начали разваливаться одно за другим.
Некоторое время Бела учился в венском колледже; изучал здесь он механику и электротехнику. Впоследствии Барени работал в автомобильных компаниях 'Austro-Fiat', 'Steyr' и 'Adler'. В 1939-м он перебрался в фирму 'Daimler-Benz', где задержался на срок очень и очень долгий. В качестве главы отдела предварительной разработки – а занимал этот пост Бела в период с 1939-го по 1972-й – инженер разработал много в высшей степени важных и актуальных даже по сей день концепций. Так, именно Барени предложил концепцию зоны деформации, идею недоформирующейся пассажирской ячейки, складывающейся рулевой колонки, безопасно отделяемой крыши и многое-многое другое.
По Барени, автомобиль должен был состоять из трех разных зон; средняя зона – зона безопасности – должна была сохранять свою целостность и форму и защищать находящихся в ней от внешних угроз. Спереди и сзади должны были находиться зоны д
еформации – принимающие на себя удар и рассеивающие энергию столкновения. Грамотное проектирование данных зон позволило бы им не только выполнять заданные конструктивно функции, но еще и дать им возможность уберечь среднюю зону от возможных повреждений.
Разумеется, занимался Бела не только вопросами безопасности – так, именно ему приписывается общая структура автомобиля 'Фольксваген Жук'. Интересно, что Барени – во всяком случае, по некоторым версиям – разработал данный автомобиль за 5 лет до Фердинанда Порше (Ferdinand Porsche). На эскизах Белы можно было проследить основные принципы, на которых и был построен автомобиль – заднемоторная компоновка с воздушным охлаждением двигателя, пространственно-силовая рама и общая аэродинамичность формы. Впоследствии дело о подозрительной схожести набросков Барени с автомобилями 'Volkswagen' стало предметом судебного разбирательства; в сентябре 1954-го судом было признано решение в пользу Белы.
В 1999-м Барени получил звание 'Инженер-автомобилестроитель века'; в 1994-м его удостоили места в Зале Автомобильной Славы Детройта.
Скончался Бела Барени в Бёблингене, Германия (Böblingen, Germany).