Случаи, когда наши соотечественники в поисках более интересной и высокооплачиваемой работы переезжают за рубеж, не так уж редки. При этом зарубежных деятелей искусства, постоянно работающих для российского зрителя, не так уж много. К их числу принадлежит серб Бата Недич, режиссер многих полюбившихся зрителям телесериалов.
Бата Недич – уроженец бывшей Югославии, давшей миру немало известных деятелей кинематографии, в первую очередь знаменитого режиссера Эмира Кустурицу. Недич - серб по происхождению, он родился в Белграде в 30 мая 1962 года. Отслужив после окончания школы армейскую службу, Бата решил стать кинорежиссером. По сложившейся традиции, будущие югославские режиссеры уезжали на учебу в Прагу. Однако буквально перед самым отъездом Бата Недич увидел культовый советский фильм 'Москва слезам не верит', который тогда только появился в югославском прокате, и решил – он будет учиться в Москве. Приемные экзамены в ГИТИС молодой человек преодолел успешно, однако руководитель курса Александр Михайлович Згуриди поставил ему условие – в кратчайшие сроки освоить русский язык. С этой задачей уроженец Белграда справился блестяще – уже через три месяца непрерывного общения с однокурсниками он не только бегло произносил поначалу непосильное для него слово 'тетрадь', но и мог свободно общаться на любые темы.
В 1987 году Бата Недич, получивший диплом режиссерского отделения ГИТИС, возвратился в родной Белград. В конце восьмидесятых годов в Югославии работали преимущественно итальянские и американские режиссеры, снимавшие там фильмы своих киностудий и привозившие основной персонал и исполнителей с собой. Недич начал работу со скромной должности ассистента, затем постепенно вырос до помощника режиссера.
В 1989 году Бата работал вторым режиссером на съемках фильма 'Выход № 19' мэтра югославского кино Пурише Джорджевича. Базой для съемок совместной советско-югославского ленты на военную тематику была выбрана Киевская киностудия им. Довженко. Однако через десять дней после приезда в Киев Джорджевич прекратил работу над проектом и уехал из Киева. Продюсеры обратились к Бате Недичу с просьбой снимать фильм самому. Тот согласился, одн
ако поставил условие, что весь сценарий будет переписан. Фильм получил новое название - 'Поезда без улыбок'- и был завершен в рекордно короткий срок, буквально за десять дней, однако в прокат так и не вышел.
Политические преобразования в СССР и странах бывшего социалистического лагеря, социальные потрясения, галопирующая инфляция и падение экономики – все это не могло не сказаться и на работе кинотеатров, хотя режиссерский дебют Баты Недича неоднократно демонстрировали по телевидению.
После завершения работы над своим первым фильмом Бата решил продолжить свое образование и поступил в аспирантуру при Режиссерских курсах в Праге, студентом которых он когда-то планировал быть. Защитив выпускную работу по тематике, связанной с особенностями работы с профессиональными и непрофессиональными исполнителями, Недич оказался на перепутье. В Югославии уже началось военное противостояние, а в стремительно разваливающемся СССР киностудии практически прекратили работу. Бата пробовал разные профессии, но, как заявлял сам режиссер, он и деньги оказались несовместимыми. В Москве бывший режиссер работал переводчиком и водителем в нефтяной компании, открывал ресторан – однако организовать успешный бизнес никак не получалось. Из Москвы Недич переехал в Киев и попытался наладить связи с продюсерами, знавшими его по съемкам первого (и пока что единственного) фильма. И здесь наконец-то сербу начало везти – он нашел не только работу на украинском телевидении, но и жену, киевлянку Киру Биеник, занимавшуюся ресторанным бизнесом, а впоследствии ставшую преподавателем йоги. В 1995 году у них родился сын Петр, а в 1998 году – дочь София.
Успешными стали и проекты Недича на украинском телеканале 'Интер'. Он создал концепцию комедийного шоу 'Антология украинского анекдота', стал автором очень рейтинговой юмористической передачи
'Золотой гусак' (первоначальное название 'На углу Крещатика и Дерибасовской), выпускал программы 'Домашний лоцман', 'Пан або (или) пропав', 'Энциклопедия'.
Через некоторое время Бата Недич вернулся к своему любимому занятию – кинорежиссуре. На волне подъема интереса к мыльным операм он начал работу над телевизионным сериалом 'Исцеление любовью' (2004). Этот проект, в котором принимали участие такие известные актеры, как Эммануил Виторган, Валентина Талызина и др., несмотря на замечания кинокритиков, приобрел большую популярность у зрителей и даже превзошел по рейтингу знаменитый 'Клон'. Успехом пользовались также сериалы 'Волчица' (2006), 'Ангел-хранитель' (2006), в котором снимался и сын Недича Петр, мелодрама 'Окна' (2008).
В 2010 году Недич ненадолго отошел от концепции мыльных опер, сняв сериал '108 минут', посвященный полувековому юбилею полета Юрия Гагарина. За ним последовал комедийный медицинский сериал 'Маршрут милосердия' (2010).
В 2012 году Бата Недич выступил в роли театрального режиссера, поставив в Киевском театре драмы и комедии пьесу своего земляка Душана Ковачевича 'Радован III'.
В 2013 году режиссер стал работать над продолжением рейтингового сериала 'Институт благородных девиц'. Второй сезон этого проекта, вышедший под названием 'Тайны института благородных девиц', отличался от первого большей динамичностью и развитием криминально-авантюрных сюжетных линий. К одной из самых успешных работ режиссера (совместно с Александром Моховым и Батой Недичем) на сегодняшний день следует отнести сериал 'Пока станица спит' (2014), ставший лауреатом премии 'ТЭФИ' и уже полюбившийся многим телезрителям.
Следующей работой талантливого режиссера станет третий сезон проекта 'Институт благородных девиц', имеющий название 'Судьбы института благородных девиц', показ которого намечен на 2015 год