Итальянский мастер, специалист по изготовлению музыкальных инструментов; более всего известен как создатель первой модели фортепиано.
Несмотря на то, что творение Бартоломео Кристофори не утратило своей актуальности по сей день, о самом мастере точной информации сохранилось немного; список надежных источников о его жизни исчерпывается архивными записями о его рождении и смерти, двумя завещаниями, серией выставленных им счетов и одного-единственного интервью, данного Кристофори некоему Сципионе Маффеи (Scipione Maffei).
Родился Кристофори в Падуе, Венеция (Padua, Republic of Venice). О ранних годах его жизни практически ничего не известно. Согласно одной из связанных с именем Бартоломео легенд, когда-то он был подмастерьем у самого Николо Амати (Nicolò Amati); согласно сделанным во время переписи населения 1680-го записям, в доме великого мастера скрипичных дел в Кремоне (Cremona) и впрямь проживал некий 'Кристофаро Бартоломеи' (Christofaro Bartolomei). На данный момент, впрочем, легенда эта считается несостоятельной – как показал в свое время Стюарт Полленс (as Stewart Pollens), Кристофори на тот момент должно было быть 25 лет, тогда как жильцу Амати – согласно все тем же записям – было всего 13. В качестве подтверждения легенды нередко используются ссылки на якобы изготовленные Бартоломео виолончели и контрабасы; впрочем, их авторство также представляется современным исследователям довольно сомнительным.
Доподлинно известно, что в 1688-м 33-летнего Бартоломео нанял сам великий принц Тосканский Фердинандо Медичи (Ferdinando de Medici). Медичи был известным любителем музыки, однако что именно заставило его остановить выбор на Кристофори, сейчас сказать трудно. Есть основания полагать, что встретиться они могли чуть ли не случайно – незадолго до этого принц ездил на карнавал в Венецию. В любом случае, Медичи на тот момент нужен был новый музыкальных дел мастер – коллекция инструментов великого принца была весьма обширной и нуждалась в постоянном уходе, а предыдущий мастер незадолго до этого скончался.
Некоторые утверждают, что Бартоломео привлек внимание принца прежде всего своей любовью к экспериментам и нововведениям; впрочем, к 33 годам за Кристофори особых достижений на ниве разработки музыкальных инструментов не числилось. С другой стороны, умелых и известных мастеров на тот момент хватало и во Флоренции (Florence); принц, однако, не только полностью проигнорировал более известных конкурентов Бартоломео, но еще и назначил ему сравнительно высокую заработную плату.
Перебравшись во Флоренцию, Бартоломео нашел себе жилье, обзавелся необходимыми инструментами и взялся за работу. До начала нового века Кристофори успел изобрести минимум два новых клавишных инструментов – и лишь после этого взялся за работу над первой моделью фортепиано. Первым его изобретением стал огромный многострунный спинет; вторая разработка являла собой необычный овальный спинет, во многих отношениях близкий к популярным тогда вёрджинелам. Разумеется, изготавливал Бартоломео и более тривиальные инструменты; по большей части занимался в тот период он клавесинами.
Некоторые источники утверждают, что Кристофори работал над фортепиано еще в 1698-м; первое точное упоминание, впрочем, датируется лишь 1700-м. Сам Бартоломео называл свое изобретение 'arpicembalo'; cовременный термин 'фортепиано' появился на свет уже позже. Известно, что к 1711-му мастер успел изготовить минимум три фортепиано.
Фердинандо Медичи скончался в 1713-м; Бартоломео, судя по всему, некоторое время продолжал трудиться при дворе отца своего покойного покровителя. К сожалению, дела Медичи находились не в лучшем состоянии; Кристофори был вынужден взяться за поиски новых клиентов.
В 1726-м был нарисован единственный известный портрет Бартоломео; изображен мастер был на фоне прославившего его инструмента. Увы, портрет этот не пережил Вторую мировую; сейчас от него остались лишь фотографии.
Продолжал делать новые фортепиано – попутно дорабатывая и развивая конструкцию – мастер до самой своей смерти. Помогал ему Джованни Феррини (Giovanni Ferrini), позже сам ставший довольно известным мастером.
Перед смертью Кристофори успел подготовить два завещания. По первому, датированному 24 января 1729-го, все его инструменты доставались Джованни Феррини; по второму – написанному 23 марта 1729-го – все имущество Бартоломео передавалось сестрам его второго ассистента, Доменико Дал Мела (Domenico Dal Mela). Феррини по второму завещанию получал лишь 5 эскудо. Скончался Бартоломео Кристофори 27 января 1731-го.