Каких только прозвищ в своей жизни он не удостаивался: от "мистера Медиа" до "мелкотравчатого магната", от "маршала Диллера" до "человека-невидимки". Казалось бы, к председателю правления и генеральному директору такой крупной корпорации, как USA Networks, известной свой деятельностью в области развития медиатехнологий, последнее определение уж никак не применимо. И тем не менее все, кто когда-либо встречался с Барри Диллером лично, единодушно отмечали его поразительную неброскость, нарочитую невыразительность и абсолютное нежелание произвести хоть какой-нибудь внешний эффект. И в беседе тет-а-тет, и в публичной дискуссии он всегда умудряется оставаться в тени, но как раз из этой-то тени и ведут все нити управления любым разговором, - будь то широкомасштабная негоция или рядовое интервью журналисту. Неизменным в любой ситуации остается и взгляд Диллера - пронзительно-выжидающий, провоцирующий собеседника на то, чтобы сделать первый шаг, самовыразиться, открыться. А реакция Барри последует лишь тогда, когда посчитает нужным он сам. Но последует обязательно. Кстати, именно один из журналистов - корреспондент журнала Time - сравнил свои ощущения под взглядом Диллера с ощущениями доски, сквозь которую проходит мощное сверло.
Однако не только этим объясняется тот факт, что ни один из сотрудников USA Networks не рискует являться "пред светлы очи" своего патрона, не будучи как следует подготовленным. Барри - отнюдь не хладнокровная бизнес-машина, каким его иногда представляют. Он обладает темпераментом, который и не снился иным латиноамериканцам. Стивен Чао, "оттрубивший" под началом Диллера в качестве руководителя программных разработок полтора десятка лет, вспоминает, что на одном из совещаний шеф вдруг ни с того ни с сего со страшной силой метнул в его сторону металлическую бобину с видеопленкой. Бобина пробила стену за спиной Чао, совещание как ни в чем не бывало продолжилось, а когда Стивен по прошествии года поинтересовался у Барри причиной столь экзальтированного жеста, тот спокойно ответил: "Неважно - если я так сделал, значит, была причина. Извини, что промахнулся"...
До самого последнего времени Диллеру удивительным образом удавалось сохранять практически полную "невидимость" для широкой общественности. Несмотря на то, что еще с начала 70-х его имя то тут, то там довольно часто мелькало в новостях из мира кино, телевидения и информационных технологий, о нем мало что было известно. При этом сам "человек-невидимка" никогда не делал секрета из своей биографии. Но так уж случилось, что только после нашумевшего "мегасоглашения", в результате которого Барри Диллер стал полновластным хозяином Universal TV, USA Network и Sci-Fi Channel, его объемистая job-history всерьез заинтересовала публику.
Барри Диллер родился в 1942 году в Сан-Франциско, а рос в Лос-Анджелесе, в знаменитом районе Беверли-Хиллс, - так что путь в кинобизнес ему был в определенной мере предначертан судьбой. Начинал посыльным в почтовом отделении агентства William Morris, специализировавшемся на поиске молодых талантов для шоу-программ. В возрасте 24 лет стал работать ассистентом главного менеджера одной из многочисленных секций огромной телесети ABC, а затем три года управлял нью-йоркской студией Prime Time Television отделения ABC Entertainment. Здесь-то ему и удалось реализовать свою первую плодотворную идею, - по его инициативе создаются длинные сериалы, демонстрирующиеся по 2-3 ночи напролет и приковывающие к себе неотрывное внимание громадной аудитории, - "Корни", "Богач", "Бедняк", "Вихри войны".
В 1974 году Барри был приглашен в Paramount Pictures - причем сразу же в качестве председателя совета директоров. Именно на этой должности впервые проявился талант Диллера-бизнесмена: при нем корпорации в довольно короткий срок удалось увеличить свою прибыль вчетверо. А в начале 80-х, помимо руководства Paramount, Диллер уже являлся президентом вновь созданного телекоммуникационного конгломерата Entertainment and Communications Group, включавшего в себя корпорации Simon & Schuster, Madison Square Garden Corp. и SEGA Enterprises.
Неудивительно, что столь преуспевший предприниматель попал в поле зрения "мэтра из мэтров" мировой медиаиндустрии Руперта Мэрдока: в октябре 1984 г. он предлагает Диллеру возглавить принадлежащую ему студию 20th Century Fox. Поначалу сотрудничество складывалось более чем успешно: дела у всемирно известной "фабрики грез" шли прекрасно, очереди на просмотр ее продукции исправно выстраивались у всех кинотеатров, "Оскары" не заставляли себя долго ждать, а кроме того, за восемь лет, благодаря исключительной деловой интуиции Диллера, Fox Incorporated значительно расширила свои владения и рынок сбыта за счет приобретения семи уже умиравших телевизионных станций в ключевых регионах США, превращенных им в весьма доходную корпорацию Fox Television Stations. Отнюдь не без прямого участия Диллера, очень чутко улавливающего веяния времени и уже почувствовавшего вкус высоких медиатехнологий, появились на свет и общенациональная спутниковая телесистема Fox Broadcasting Co., и информационная компания Fox Network. Однако двум медведям в одной берлоге становилось тесно, и когда Барри потребовал у Руперта большей доли финансового участия в Fox Inc. и большей самостоятельности в осуществлении ее деловых операций, постепенно назревавший скандал разразился в полную силу. Пожелавшие остаться неизвестными свидетели утверждают, что Мэрдок едва ли не топал ногами и кричал: "Вон отсюда! В моей компании может быть только один хозяин!".
Диллер покинул корпорацию Fox в конце 1992 года, окончательно поменяв свою "деловую ориентацию" в сторону бизнеса ИТ и обладая личным капиталом порядка 100-150 млн. долларов. В этот переломный момент состоялась его встреча с владельцами кабельной империи Comcast - отцом и сыном Робертсами, заинтересовавшимися перспективой использования столь авторитетного и опытного медиабизнесмена в развитии информационно-торгового канала QVC, Inc., крупнейшими акционерами которого они и являлись. Кажется, что ни Ральф, ни Брайан Робертсы в момент заключения с Барри Диллером договора еще и не подозревали, какой perpetuum mobile они приобретают в лице этого внешне спокойного, уравновешенного и неторопливого джентльмена. Сразу же после того, как деятельность QVC стала экономически эффективной, Диллер принялся донимать Ральфа и Брайана предложениями о полном выкупе компании в собственность. Реализация этой идеи казалась Диллеру хорошим трамплином для дальнейшего захвата Paramount. Однако маниакальная осторожность Робертсов не позволила Барри при недостатке собственных средств сделать этот следующий шаг, - после жаркой биржевой баталии права на Paramount Pictures достались компании Viacom. Отдавая должное спокойствию Диллера и его уверенности в своих силах, следует вспомнить, что он прокомментировал эту неудачу вполне философски: "Сегодня они выиграли, а мы проиграли. Но кто сказал, что это катастрофа? Посмотрим, что будет в следующий раз". Следующей акцией в его политике телекоммуникационной экспансии стала попытка прибрать к рукам корпорацию CBS. И снова - по тем же причинам - его ждала неудача, и CBS перешла во владение Westinghouse.
Свет в конце туннеля для "человека-невидимки" зажегся - по его собственным словам - лишь в августе 1995 года, когда он без всякой посторонней помощи приобрел контроль над малоизвестной в то время телетрансляционной компанией Silver King Communications. За этим последовало приобретение Home Shopping Network, Inc. (HSN), заложившей основу собственной "коммуникационной государственности" Диллера. Потом, по вполне логичному и предсказуемому сценарию, Барри стал главой USA Network Inc. - сети, трансляции которой принимают примерно в 70% домов Соединенных Штатов. А в кооперации с коммуникационными возможностями Silver King эта аудитория увеличилась еще на 20%.
Дальше - больше, и в конце 90-х годов от внимания Диллера не могла уйти столь перспективная сфера ИТ, как интернет-бизнес в целом и web-порталы в частности. В феврале 1999 г. было объявлено о присоединении к USA Networks компании-мегапортала Lycos. В результате заключенного соглашения на базе Lycos, Ticketmaster City-Search (TMCS) и Home Shopping Network образовывалось новое предприятие USA/Lycos Interactive Networks (USA/Lycos), контрольный пакет акций которого (61,5%) переходил во владение USA Networks, 30% предназначались акционерам Lycos'а, а 8,5% - инвесторам TMCS. При заключении этой сделки Барри руководствовался прежде всего тем, что вновь создаваемая компания поможет ему обеспечить значительный количественный и качественный прорыв на рынке интерактивных информационных услуг: 30 миллионов посетителей портала Lycos создавали солидное пополнение уже имевшейся у USA Networks армии пользователей.
Таким образом, в течение трех с половиной лет Барри Диллер превратил небольшую компанию, оценивавшуюся в 250 млн. долларов, в мощный телекоммуникационный конгломерат рыночной стоимостью 33,7 миллиарда. В журналистский обиход уже прочно вошло понятие "империя Диллера", но от этого сам Диллер не стал менее таинственным и загадочным. Империя существует, но что можно ожидать от ее императора - не знает никто.
И в самом деле - что еще может сотворить бывший "мальчик на побегушках", уже успевший перевернуть почти весь Голливуд? На что еще способен бизнесмен, в 50 лет вдруг взявшийся за перо и описавший свои впечатления от поездки по стране в бестселлере 1992 года - "PowerBook", который сразу же окрестили "интерактивным Евангелием"? Какие стратегические планы может выстроить деловой человек, который в не самый лучший период своей жизнедеятельности наотрез отказался возглавить MCA/Universal и занять пост № 2 в корпорации Диснея? Что может быть на уме у не вполне типичного, но все же полноправного представителя американской богемы, дружбой с которым гордятся Келвин Кляйн и Уоррен Битти, Майкл Эйснер и чета Джаггеров, и который имеет привычку ежегодно, накануне вручения "Оскаров", обсуждать за обедом перспективы грядущей церемонии с ее главным устроителем Грэйдоном Картером? Какие горизонты видит перед собой мужчина, за год до собственного шестидесятилетия женившийся-таки на "даме своего сердца" - художнице-модельере Диане фон Фюрстенберг, за которой он ухаживал четверть века?!
На сегодняшний день, помимо естественного стремления к дальнейшему расширению империи, очевидна направленность телекоммуникационной политики Диллера на комплексное обеспечение своей пользовательской аудитории развлекательными услугами. Сейчас, путешествуя по множеству подведомственных Диллеру вещательных каналов, телезрители услаждают свой взор красочными пейзажами неведомых ранее курортных уголков самых экзотических районов земного шара. А затем, используя интерактивные возможности Hotel Reservations Network и интернет-линии USA/Lycos, составляют маршруты своих вояжей, резервируют апартаменты в отелях и понравившихся "vacation clubs", заказывают авиабилеты и такси до аэропорта и т. д. и т. п. Диллер считает возможным в самое ближайшее время увеличить объем подобных услуг до 4 млрд. долларов. Развертывая эту сервисную систему, в июле текущего года он анонсировал приобретение 75% акций компании Expedia Online Travel Service, большая часть которых принадлежала ранее Microsoft. По соображениям Диллера, Expedia в связке с корпорацией National Leisure Group, заработавшей в прошлом сезоне 200 млн. долларов на реализации разнообразных туров и круизов, может составить мощный тандем в области индустрии массового отдыха. А в поддержку этой структуры силами USA Networks начаты работы по созданию новой специализированной телесети, получившей название USA Travel Channel.
Такая "сфокусированность" Диллера на туризме объясняется тем, что эта область ныне является одной из самых развитых отраслей интернет-бизнеса. По данным агентства Jupiter Media Metrix, за весь текущий год посетителями WorldWideWeb будет заказано путевок, билетов и гостиничных номеров на сумму 24 млрд. долларов, что в три с лишним раза превышает объемы онлайновых продаж компьютерной техники, занимающей пока на интернет-рынке второе место ($7,2 млрд.). По прогнозам Jupiter, к 2006 году масштабы электронных сделок в области туризма должны достичь отметки $63 млрд. и составить почти половину общего объема сделок, осуществляемых в онлайне.
Не следует забывать и подконтрольную USA Networks торговую сеть Home Shopping, через которую за 2000 год было продано ширпотреба (в основном, одежды, косметики и ювелирных изделий) на общую сумму 1,7 млрд. долларов. Кстати, на примере планов развития Home Shopping Network можно проследить стремление Диллера к взаимосвязанности, взаимодополняемости и взаимодействию различных сегментов его широкомасштабной и многопрофильной бизнес-системы. По словам Джона Миллера, президента USA Information & Services, его компании дано указание вскоре распространить демонстрацию отдельных 30-минутных рекламно-информационных роликов, посвященных путешествиям, на сеть Home Shopping. Подключив через некоторое время к этой сети кабельный канал, Диллер планирует довести количество американских семей, одновременно охваченных его торгово-туристическими услугами, до 20%.
В сфере интересов Диллера, конечно же, остается и шоу-бизнес: только за 2000 год по каналам Ticketmaster Online-City-Search было продано более 83 млн. билетов на стадионы, в концертные залы и дворцы спорта по всем Соединенным Штатам. TMCS удовлетворяет практически любые запросы американских (и не только американских) зрителей - от игр с участием Los Angeles Lakers до концертов Мадонны.
Конечно же, в нынешнем своем положении Барри Диллеру практически невозможно оставаться совсем уж "невидимым". Он по-прежнему предельно скромен во всех своих внешних проявлениях, как и раньше, чурается излишней публичности, старательно избегает телекамер, но при этом прекрасно отдает себе отчет в том, каким весом обладает его мнение в деловом мире, какое значение придается каждому его высказыванию и какой отголосок может иметь любое произнесенное им слово. И поэтому время от времени, не дожидаясь журналистской инициативы, берет это слово сам. Весьма широкий резонанс произвело, например, его послание в адрес руководства Комиссии США по ценным бумагам и биржам (SEC) и всего "инвестиционного сообщества", датированное 24 октября 2001 г. и опубликованное в одном из ноябрьских номеров журнала Fortune. В редакционном комментарии журнала этот меморандум оценивается как "наиболее яркий и убедительный на сегодняшний день документ, отражающий достаточно общее мнение бизнесменов относительно "игры без правил", в которую Уолл-стрит позволила втравить себя вследствие недавних политических событий".
Вот таков он и есть - Барри Диллер - "мистер Медиа" и "человек-невидимка". В меру - оптимист, в меру - пессимист. В чем-то - реалист, в чем-то - идеалист. Проблема написания его портрета, как заметил однажды корреспондент бюллетеня "Online Daily", состоит в том, что если каждый его фрагмент - истинная правда, то целая картина - заведомая ложь. Точнее не скажешь....