Эмпейн – основатель современного Гелиополя, ныне одного из наиболее богатых районов Каира. Как бельгийца занесло в Египет? Что послужило вдохновением для строительства Дворца барона Эмпейна? И когда Эмпейн заработал баронский титул?
Барон Эмпейн (Baron Empain) родился 20 сентября 1852-го, умер 22 июля 1929-го. Состоятельный бельгийский инженер, предприниматель, финансист, промышленник и египтолог-любитель.
Эдуард Луи Жозеф, барон Эмпейн, родился 20 сентября 1852-го, в Белёй, Бельгия (Belœil, Belgium), и был сыном школьного учителя Франсуа Жюльена Эмпейна и его супруги Катрин. Эдвард начал предпринимательскую деятельность вместе со своим братом Франсуа и другими членами семейства, и бизнес принес ему целое состояние.
Свою карьеру Эмпейн начинал как чертежник в металлургической компании 'Société métallurgique' в 1878-м. Он переключился на строительство железной дороги, когда осознал, что транспортная инфраструктура в сельской местности оставляет желать лучшего. После успеха ж/д ветки 'Льеж-Жемеп' компания барона отстроила несколько других линий во Франции (France), включая парижский метрополитен. Эмпейн чувствовал, насколько его индустриальные интересы зависят от благосклонности сторонних банков, поэтому в 1881-м основал свой собственный, 'Banque Empain', позже ставший известный как Бельгийский промышленный банк.
Группа компаний 'The Empain' значительно расширилась в 1890-х, отвечая за прокладку городских трамвайных линий Европе (Europe), России (Russia), Китае (China), Бельгийском Конго (Belgian Congo) и Каире, Египет (Cairo, Egypt). Желая получить независимость от производителей электроэнергии, Эмпейн также участвовал в становлении ряда электроэнергетических компаний, призванных поддерживать его интересы.
Эдуард прибыл в Египет в январе 1904-го, намереваясь спасти один из проектов его компании 'S.A. des Chemins de Fer de la Basse-Egypte'. Ему не удалось сохранить контракт, и все же Эмпейн остался в Египте. В 1906-м он основал компанию 'Cairo Electric Railways & Heliopolis Oases Company', которая по низкой цене выкупила у египетского правительства большой участок пустыни, порядка 25 кв. км, к северо-западу от Каира. В этом же году компания приступила к строительству нового города Гелиополя (Heliopolis), в пустыне, в 10 км от Каира.
Гелиополь задумывался как 'город роскоши и отдыха', с широкими улицами и всеми необходимыми удобствами и инфраструктурой: водой, канализацией, электричеством и гостиницами, включая 'Heliopolis Palace Hotel', ранее служившую в качестве президентского дворца Хосни Мубарака (Hosni Mubarak). Гелиополь также предоставлял жилье в аренду, предлагая инновационные строения, ориентированные под конкретные социальные классы. Сюда включались отдельно стоящие виллы и террасные апартаменты, многоквартирные жилые блоки с балконами и бунгало для рабочих.
Пожалуй, наибольшую известность бельгиец приобрел как инициатор строительства египетского Дворца барона Эмпейна (или Дворца Хинду) на Авеню де Пале в Гелиополе. Черпая вдохновение от величественного храмового комплекса Ангкор-Ват (Cambodia) в Камбодже и индуистских храмов Ориссы (Orissa), французский архитектор Александр Марсель (Alexandre Marcel) трудился над внешним обликом Дворца барона Эмпейна, в то время как за убранство отвечал Жорж-Луи Клод (Georges-Louis Claude). Дворец был построен к 1911-му.
В 1905-м Эдуард оказал помощь бельгийскому правительству в покупке мастабы Старого Королевства для королевского музея в Брюсселе (Brussels). В 1907-м Эмпейн получил титул барона, а во время Первой мировой в звании генерала занимался оборонным производством в Париже (Paris) и Гавре (Le Havre) для нужд бельгийской армии.
Барон Эмпейн умер в Волюве (Woluwe), 22 июля 1929-го. Баронский титул отошел к его сыну Жану, женившемуся на американке Розелль Роуланд, преуспевшей в бурлеск-шоу.