Еще со времен начала карьеры к Badly Drawn Boy прилепилось слово «трубадур». Так и кочует из одной статьи в другую. И надо признать, что звание это очень подходит артисту, который выбрал имя мультипликационного персонажа 70-х, а свои песни о любви наполняет радостью и теплом, а не жалобами на несчастную судьбу.
Один из стимулов его творчества, свободного и бескомпромиссного - в бесконечном многообразии жизни. И его музыка спонтанна и непосредственна, как сама жизнь.
33-летний Дэймон Гох (Damon Gough), в шоу-бизнесе известный как Badly Drawn Boy, так и не освободился окончательно от репутации обычного лентяя, подсевшего на наркотики. А между тем уже много лет его судьба подчинена совсем другим правилам. Дэймон Гох родился 2 октября 1970 года в Манчестере, в городе, где любой подросток, умеющий обращаться с гитарой, наверняка хотя бы в мечтах представляет себя настоящим музыкантом. Гох с гитарой был на ты, а когда начал сочинять собственные песни, нащупывая свою нишу в альтернативном поп-роке, дороги назад у него уже не было. В музыке с самого начала его интересовала не композиторская и даже не исполнительская сторона дела. "Я был заинтригован самим физическим процессом звукозаписи, - вспоминал он позднее. - Мне просто нравилось фиксировать звуки на пленке, документировать их".
В одном из ночных клубов Манчестера Гох познакомился с Энди Вотелем (Andy Votel), как оказалось, целиком разделявшим его музыкальные пристрастия. У его нового знакомого уже был опыт профессиональной студийной записи - он работал с манчестерским лейблом Grand Central. Badly Drawn Boy - теперь Гох представлялся этим именем - основал собственный лейбл Twisted Nerve, на котором опубликовал два дебютный мини-диска, записанных вместе с Энди Вотелем. "Когда мы работали над первым ЕР, у меня даже в мыслях не было, что я когда-нибудь смогу работать с большим рекординговым лейблом, как сейчас, - рассказывает Badly Drawn Boy. - Дальше этих нескольких песен я ничего не видел, да и о деньгах речь не шла - мне просто хотелось услышать собственные песни на пластинке. Первые 500 копий мы отпечатали за свои собственные деньги - заплатили 600 фунтов. Продавались пластинки по 2 с половиной фунта, так что мы еле-еле окупили расходы. Когда мы узнали, что в магазине лейбла Piccadilly Records за три дня продали 10 дисков, мы были просто счастливы!" За первым EP последовал второй, еще больше взволновавший манчестерских меломанов. (Заметим в скобках, что сегодня эти диски, именуемые в народе ЕР1 и ЕР2, уже раритет. Их цена подскочила в сто раз, а однажды к артисту за автографом подошел его поклонник, который уверял, что заплатил за пластинку 800 фунтов).
Шумиха, поднятая в музыкальной прессе, сделала Badly Drawn Boy достаточно популярной персоной, чтобы получить приглашение - наряду с Томом Йорком (Thom Yorke; Radiohead), Ричардом Эшкрофтом (Richard Ashcroft; Verve) и Mike D (Beastie Boys) - написать трек для альбома U.N.K.L.E. "Psyence Fiction". Его композиция "Nursery Rhyme", судя по многочисленным отзывам, оказалась одной из лучших на альбоме. Критики отмечали, что музыку, которую пишет Badly Drawn Boy, отличает плавность и ощущение простора, цепкие гитарные мелодии, сильная перкуссия и парящий вокал.
Четвертый ЕР "It Came From the Ground" вышел в апреле 1999 года и сопровождался серией выступлений в Ливерпуле и Лондоне. Живые шоу артиста проходят каждый раз не по протоколу, удивляя спонтанными поворотами. Несмотря на немалый сценический опыт, он ведет себя, как не очень уверенный в себе любитель, - иногда забывает слова и придумывает их на ходу, а то вдруг принимается играть вещи еще неоконченные и находящиеся в работе. Одни считают его большим оригиналом, другие - обыкновенным шарлатаном.
Когда в августе 1999 года его сингл "Once Around the Block" засветился в британских чартах, игра велась уже на высшем уровне: с предложениями контракта в течение нескольких месяцев к музыканту обратились представители 25 лейблов. Badly Drawn Boy остановил свой выбор на XL Recordings, которые, по слухам, предложили ему кругленькую шестизначную сумму. В июне 2000 года композитор и музыкант представил свой дебютный альбом "The Hour of Bewilderbeast": 18 композиций, спродюсированных Джо Робинсоном (Joe Robinson), Гэри Вилкинсоном (Gary Wilkinson) и старым другом Энди Вотелем. Даже многочисленные экспериментальные отступления (песни внутри песен) не затмили его композиторского мастерства и стараний продюсеров. Почти два десятка отличных треков в "причудливом фольк-поп-стиле", как написал один из рецензентов, производили впечатление "образцового поп-альбома". К слову сказать, великолепные аранжировки виолончели и трубы автор сделал самостоятельно.
Незадолго до американского релиза пресса Великобритании принялась по второму кругу расточать дифирамбы "The Hour of Bewilderbeast", который был назван ни много ни мало - альбомом года на церемонии вручения Mercury Music Prize в сентябре 2000 года. А в ноябре стал лауреатом ежегодной премии журнала "Q Magazine". Изданный в Соединенных Штатах в 2001 году альбом не сделал погоды на американском музыкальном рынке, но стал прекрасным подарком для ценителей качественной поп-музыки. "The Hour of Bewilderbeast" был зафиксирован в Тор 30 чарта независимых альбомов. А между тем его тираж на родине музыканта уже превысил 300 тысяч копий.
Сильнейшее впечатление произвела музыка Badly Drawn Boy на писателя Ника Хорнби (Nick Hornby), который пригласил восходящую звезду написать звуковую дорожку для голливудской экранизации его книги "About a Boy". Одноименный саундтрек вышел весной 2002 года. Работа получилась очень удачной. В специальном рейтинге самых популярных саундтреков диск фигурировал под 11 номером. Хотя эту запись не принято включать в список официальных релизов исполнителя, альбом такого качества украсил бы дискографию любого музыканта. Обманчиво простые песни, представленные на LP "About a Boy", опираются на очень симпатичные мелодии, которые при первом впечатлении как будто затмевают его отточенные, продуманные тексты и грациозные сочетания гармоний.
"Что хорошо в работе над саундтреком - так это то, что мне задали параметры, дали направление, - говорит музыкант. - Для меня это важно, потому что я человек недисциплинированный. Когда знаешь название, включается воображение, ощущаешь какие-то импульсы, начинаешь что-то нащупывать. А что касается нового альбома... тут полная свобода. Поэтому я и придумал рабочее название "All Possibilities", оно отражает то, что я чувствую".
В процессе работы название "All Possibilities" перешло одному из треков, а лонг-плей стал называться "Have You Fed the Fish?". Студийные сессии на этот раз проходили в Лос-Анджелесе, откуда музыканту пришлось уехать на несколько недель в Англию, где у него в это время родился второй ребенок. Вернувшись в Америку, Badly Drawn Boy написал композицию "Bedside Story", посвященную своим детям. Второй студийный альбом "Have You Fed the Fish?" был готов в конце 2002 года. Он вышел в разгар американского тура музыканта и стал однозначным лидером чарта Heatseekers. Выступив сопродюсером записи наряду с Томом Ротроком (Tom Rothrock), исполнитель на этот раз блеснул многочисленными талантами, записав партии флейты, гитары, синтезатора, перкуссии, пианино, клавира и тамбурина. Это кроме вокала и струнных аранжировок. Поклонники артиста приняли работу великолепно, а вот мнения критиков разделились. Отмечая гораздо более сконцентрированный, плотный и приглаженный саунд, некоторые из них считали, что эта чрезмерная тщательность даже вредит конечному впечатлению.
Одним из самых запоминающихся концертов в поддержку альбома стало выступление на фестивале Coachella, который проходил на юге Калифорнии в августе 2003 года. Певец вышел на сцену в своей традиционной вязаной шапочке, натянутой до глаз, с бородкой, в плотных джинсах - не изменив своему имиджу даже под палящими лучами солнца.
Европейская часть промо-тура привела Badly Drawn Boy в крупнейшие города многих странах Европы, которые он объезжал со своей гастрольной группой. Самые памятные шоу прошли в Брюсселе, Стокгольме и Амстердаме. А вот выступать в родном Манчестере артисту сложно - "в этом есть какой-то прессинг, что-то вроде клаустрофобии: такое ощущение, что каждый в зале что-то про тебя знает".
Когда его спрашивают, как он видит свою дальнейшую жизнь, Badly Drawn Boy признается, что хотел бы в ближайшие лет 15 записать еще 10-15 альбомов, которые складывались бы в целостную картину. "Ну, а если желание писать музыку пропадет, то я что-нибудь придумаю, что-нибудь поинтереснее".