Оставаться активным деятелем в той или иной области в 94 года нелегко; еще труднее это, если область славится своими требованиями к возрасту активных участников – как это свойственно модной индустрии. Для Айрис Апфель, однако, возраст не стал помехой – даже сейчас она остается настоящей легендой в мире моды.
Родилась Айрис Баррель (Iris Barrel) в Астории, Квинс, Нью-Йорк (Astoria, Queens, New York); была она единственным ребенком в семье Сэмуэля Барреля (Samuel Barrel), обладателя стекольно-зеркальной фирмы и его супруги Садьи (Sadye), владелицы модного бутика. И Самуэль, и Садья были евреями.
Айрис изучала историю искусств в университете Нью-Йорка; позже она также посещала школу искусств при университете Вайоминга. В бытность свою юной женщиной Баррель работала с изданием 'Women's Wear Daily' и у дизайнера интерьеров Элинор Джонсон (Elinor Johnson); кроме того, она была помощнице
й художника-иллюстратора Роберта Гудмана (Robert Goodman).
В 1948-ом Айрис вышла замуж за Карла Апфеля (Carl Apfel). 2 года спустя они запустили свой совместный проект – текстильную фирму 'Old World Weavers'; управляли этим предприятием они до 1992-го. В период с 1950-го по 1992-ой Айрис Апфель успела принять уастие в ряде реставрационных проектов; в частности, она работала в Белом Доме при 9 различных президентах – Трумэне (Harry S. Truman), Эйзенхауэре (Dwight D. Eisenhower), Кеннеди (John F. Kennedy), Джонсоне (Lyndon B. Johnson), Никсоне (Richard Nixon), Форде (Gerald Ford
, Картере (Jimmy Carter), Рейгане (Ronald Reagan) и Клинтоне (Bill Clinton). Как позже признавался Карл Апфель, Жаклин Кеннеди-Онассис оказалась неожиданно сложной клиенткой; впрочем, для настоящих профессионалов нерешаемых задач не бывает – и, сколь взыскательной бы не была первая леди, чете Апфель удалось удовлетворить все её нужды и потребности.
В 2012-ом, 90-летняя на тот момент, Айрис работала приглашенным профессором в Техасском университете Остина. Известно, что Апфель и по сей день активно читает лекции и организует консультации на различные модные темы. В 2013-ом Айри
стала одной из лучше всех одетых людей в возрасте старше 50 по версии 'Guardian'.
В 2005-ом Институт Костюмов в Музее Искусств Метрополитен в Нью-Йорке (New York) провел выставку, посвященную характерным особенностям стиля Айрис Апфель; называлась она 'Rara Avis' – 'Редкая птица'. Демонстрация прошла с невероятным успехом; это сподвигло организаторов – в частности, Стефани Хоуй-Таунер (Stéphane Houy-Towner) – повторить выставку (изначально не планировавшуюся выездной) еще в целом ряде выставочных заведений страны; в частности, показы прошли в Вест-Палм-Бич, Флорида (West
Palm Beach, Florida), Розлин-Харбор, Нью-Йорк (Roslyn Harbor, New York) и Салеме, Массачусеттс (Salem, Massachusetts).
В музее стиля и искусства моды в Бойнтон-Бич, Флорида (Boynton Beach, Florida) на данный момент идут работы по проектирования нового здания, в котором планируется выставка одежды, аксессуаров и предметов мебели от Айрис Апфель.
В октябре 2014-го на кинофестивале в Нью-Йорке была показана документальная картина Альберта Мэйслиса (Albert Maysles) 'Айрис' ('Iris'). Позже компания 'Magnolia Pictures' приобрела фильм для дальнейшего показа в кинотеатрах Америки;
выйти в прокат картина должна была в 2015-ом. Сама Апфель о фильме отозвалась положительно, хотя и отметила, что со стороны на саму себя глядеть оказалось довольно-таки непривычно. Документальный проект, к сожалению, стал последней работой Мэйслиса – в 2015-ом режиссер скончался.
Айрис Апфель даже сейчас остается одной из самых необычных и ярких представительниц модного мира. 94-летняя женщина с впечатляющим постоянством продолжает создавать модные тренды и регулярно удивляет окружающих необычными стилевыми решениями. Строя сложные комбинации из дорогих и дешевых, современных
и винтажных изделий, Айрис производит невероятный эффект – демонстрируя на практике, что возраст для настоящего таланта вовсе не помеха. Апфель активно интересуется редкими коллекционными изделиями и активно сотрудничает с множеством крупных известных брэндов. Весьма активно Айрис странствует по миру; путешествия эти не только доставляют Апфель огромное удовольствие, но и предоставляют ей новые материалы для создания сложных стилевых комбинаций. Необычные вещи, которые Айрис находит в своих странствиях, становятся отличным дополнением к её гардеробу – и нередко выступают в каче
тве 'кирпичиков' при создании очередных шедевров модного дизайна.
Апфель с большим вниманием относится к процессу создания стиля и выбора нарядов на очередное мероприятие. Считая эти процессы глубоко творческими, Айрис подходит к ним, как к своеобразному искусству – и традиционно демонстрирует впечатляющие результаты. Вокруг Апфель собирается большое количество людей с незаурядными творческими способностями; среди них были выдающиеся музыканты вроде Дюка Эллингтона (Duke Ellington) и талантливые художники вроде фотографа Билла Каннингема (Bill Cunningham) из 'New York Times'.