Родившаяся и выросшая в России, в 1926 году наша героиня переехала в Соединенные Штаты. Ей пришлось долго перебиваться с хлеба на воду, прежде чем к ней пришел успех – только в 1943 году ее третий роман принес ей и славу, и материальную независимость.
Айн Рэнд – американская писательница, философ, драматург и сценарист русско-еврейского происхождения. Знаменитой ее сделали два романа, 'Источник' и 'Атлант расправил плечи', и разработанное ею философское направление, известное как объективизм.
Алиса Зиновьевна Розенбаум родилась 2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге, который был тогда столицей Российской империи. Она была старшей из трех дочерей Зиновия Захаровича Розенбаума, успешного фармацевта и предпринимателя, ставшего, в итоге, владельцем собственной, чрезвычайно прибыльной аптеки, и его жены Анны Борисовны, урожденной Каплан. Семья была еврейская, но суровых правил иудаизма Розенбаумы не придерживались. Алиса очень рано научилась читать, с самого детства писала рассказы, сценарии она начала сочинять в восемь лет, а романы – в десять. Училась она в престижной гимназии, где ее ближайшей подругой была Ольга, младшая сестра Владимира Набокова, и обе барышни чрезвычайно увлекались политикой, причем если Ольга была убежденной сторонницей конституционной монархии, то Алиса отдав
ала предпочтение республиканским идеям.
Октябрьская революция положила конец комфортабельному существованию семьи Розенбаумов. Принадлежавшую им собственность национализировали, а сами они бежали в Крым, который до конца Гражданской войны находился под контролем белых. Именно там, в старших классах школы, Алиса стала атеисткой и начала ценить разум превыше всех остальных человеческих качеств. Окончив школу в 16 лет, она вместе с семьей вернулась в Петроград, где семье пришлось столкнуться с ужасающими условиями жизни, голодом и нищетой.
В 1924 году, после трех лет обучения, Алиса окончила Петроградский университет по специальности 'социальная педагогика' с упором на историю. В университете она познакомилась с трудами Платона и Аристотеля, которые оказали в дальнейшем громадное влияние на ее собственной творчество. Третьим важнейшим для нее философом стал Фридрих Ницше. Примерно в те же годы она начала печататься (ее первой опубликованной работой стал очерк о польской актрисе Поле Негри) и придумала себе псевдоним, Айн Рэнд, под
которым и прославилась много лет спустя.
Осенью 1925 года Рэнд получила американскую визу, в январе покинула Советский Союз, сделала остановку в Берлине и, наконец, 19 февраля 1926 года прибыла в Нью-Йорк. Первые несколько месяцев Айн, намеревавшаяся стать сценаристкой, провела в Чикаго – один из ее родственников владел там кинотеатром и позволял ей бесплатно десятками смотреть фильмы, - а затем перебралась в Голливуд, где хваталась за любую работу, чтобы платить по счетам. Шанс пришел к ней в лице знаменитого режиссера Сесила Б. Демилля (Cecil B. DeMille), который взял ее в массовку в фильм 'Царь царей', а также предложил подработать младшим сценаристом. На съемках она познакомилась с молодым актером Фрэнком О'Коннором (Frank O'Connor), в апреле 1929 они поженились, а в 1931 Айн получила американское гражданство. Она несколько раз пыталась вывезти в Штаты родителей и сестер, но им не разрешили эмигрировать. Родители Рэнд погибли от голода во время блокады Ленинграда.
Первые два романа Рэнд прошли практически незамеченными, и т
олько третий, 'Источник', опубликованный в 1943, сделал ее знаменитой и весьма обеспеченной дамой. В 1957 она опубликовала самую известную свою книгу 'Атлант расправил плечи', после чего переключилась, в основном, на философские труды, издавая собственные журналы и выпуская сборники философских эссе. Она умерла 6 марта 1982 года от болезни сердца.
Айн Рэнд отвергала веру и религию и считала разум единственным способом приобретения знаний. Она была сторонницей рационального и этического эгоизма и не принимала альтруизм. В политике она осуждала агрессию, считая ее безнравственной, выступала против коллективизма и анархизма, и поддерживала капитализм, считая его единственной системой, основанной на признании индивидуальных прав. В искусстве Рэнд особенно ценила романтический реализм. Литературные критики, в свою очередь, отзывались о творчестве Рэнд весьма противоречивым образом – некоторые считали ее книги отличной литературой, которая не будет иметь коммерческого успеха, некоторые – макулатурой, которая будет прекрасно продаваться.