Во времена франко-прусской войны Бебель выступил «не за войну, а за братство народов, не за вражду с французскими рабочими, а за объединение с ними». За это он был обвинен в государственной измене и осужден на два года тюрьмы. Но и в тюрьме он не терял времени даром, написав свою знаменитую книгу «Женщина и социализм». За короткое время книга эта стала бестселлером революционной литературы.
Август Бебель родился 22 февраля 1840 года в семье унтер-офицера, долгие годы болевшего туберкулезом. Отец умер, когда Бебелю было три года. Для семьи наступили тяжелые времена. Желая облегчить жизнь, мать вышла замуж вторично. Ее избранником стал тюремный надзиратель. Семья из казармы, где обитала раньше, перебралась на жительство в тюрьму. Понятно, что казарма и тюрьма – не лучший фон для счастливого детства. Да и вряд ли такое детство можно назвать счастливым. Видимое благополучие оборвалось со смертью отчима. Но Август Бебель не оказался за бортом жизни: его приняли в школу для неимущих, где он учился весьма успешно.
В 1853 году умерла его мать. Оставшись круглым сиротой, не имея возможности продолжить образование, четырнадцатилетний Бебель поступил в ученики к знакомому токарю. Жизнь складывалась тяжело и не обещала стать легче.
Однако Август Бебель оказался человеком стойким. В восемнадцать лет он начинает посещать собрания рабочих-социалистов. Сначала Бебель примыкал к либеральному крылу в рабочем движении. Усиленно работая в различного рода профессиональных союзах и объединениях, он начал выступать с речами, направленными против социалистов.
В 1865 году под влиянием Вильгельма Либкнехта (отца Карла) Бебель оставил ряды либералов и стал сознательным марксистом. С этого пути он уже не свернул.
Постепенно, шаг за шагом формировался Август Бебель как политическая фигура. Он был председателем просветительского рабочего общества, членом постоянного совета рабочих союзов, а позже – председателем этого совета. В 1867 году он был избран первым депутатом от рабочих в немецкий парламент и неизменно переизбирался туда депутатом вплоть до самой смерти.
Став убежденным марксистом, Бебель на Нюрнбергском съезде в 1868 году открыто объявил войну буржуазным либералам и призвал рабочих освободиться от их опеки, стать самостоятельными и создать свою собственную партию. Это знаменательное событие произошло в следующем году, когда на съезде в городе Айзенах Август Бебель и Вильгельм Либкнехт объявили о создании Социал-демократической партии. Учение Маркса стало для нее фундаментом и опорой, а сам Бебель – бессменным руководителем. Никакие другие партийные и революционные течения не смогли повлиять теперь на Бебеля или увести с дороги, которую указал Маркс. Во времена франко-прусской войны Бебель выступил «не за войну, а за братство народов, не за вражду с французскими рабочими, а за объединение с ними». За это он был обвинен в государственной измене и осужден на два года тюрьмы. Но и в тюрьме он не терял времени даром, написав свою знаменитую книгу «Женщина и социализм». За короткое время книга эта стала бестселлером революционной литературы.
«В своем выборе женщина так же свободна, как и мужчина, – писал Бебель, – Союз между ними заключается только на основе взаимного расположения и является частным договором, не связанным какими-либо формальностями. Социализм здесь не создает ничего нового, лишь возрождает на более высокой ступени то, что существовало до момента, когда в обществе восторжествовала частная собственность, типичный случай которой есть брак в его сегодняшнем понимании». Цепи Гименея уже не сковывали последователей вождя немецкого пролетариата. Условности, сопровождавшие удовлетворение сексуальной потребности, становились все более иллюзорными.
«Удовлетворение сексуальной потребности есть дело личное и является одной из естественных, природных потребностей, подобно еде или сну, – считал буревестник сексуальной революции – Мои отношения с женщиной – такое же личное дело, как утоление жажды или голода. Я никому не должен давать отчет, как я одеваюсь, ем или хожу. Так же не касается никого и мое отношение с лицами другого пола».
Нужно ли говорить о том, как повлияла непримиримость Бебеля ко всему буржуазному на русских социалистов? Во всем. И в любви тоже. Лозунги сексуальной революции в советской России двадцатых годов родились именно из теории, разработанной Бебелем. Виднейшая революционерка Александра Коллонтай, подойдя к вопросу творчески, выдвинула теорию «стакана воды», согласно которой сексуальное желание есть обычная физиологическая потребность и сексуальный контакт должен осуществляться также легко и просто, как возможность выпить стакан воды.
Но самым верным последователем нового учения, вне всякого сомнения, был боец за счастье трудового народа всей земли Закаспийского интернационального революционного пролетарского полка имени товарища Августа Бебеля, красноармеец Сухов – герой фильма «Белое солнце пустыни». Ненапрасно водил он по пустыне отряд своих женщин, не зря устроил «1-е Общежитие свободных женщин Востока» и украсил его лозунгами: «Долой предрассудки! Женщина – она тоже человек!». Наверняка Сухов знал об уроженце Кельна Бебеле и его учении намного больше, чем многие из нас.