Влайку – пионер румынской и мировой авиации. Он построил управляемый самолет 'A Vlaicu I', который одним из первых использовался в военных целях. Влайку прожил всего 30 лет и трагически погиб во время перелета через Карпаты, когда его друзья следовали за ним на автомобиле.
Аурел Влайку родился 19 ноября 1882-го, в селе Бинтинти (впоследствии переименованном в его честь), неподалеку от Джоаджу в Трансильвании (Geoagiu, Transylvania), тогда части Австро-Венгерской империи, ныне Румынии. Влайку учился в кальвинистской средней школе в Орасти (Orăştie) и получил степень бакалавра в Сибиу (Sibiu) в 1902-м.
В дальнейшем Аурел поступил в Будапештский университет технологии и экономики (BME) и Мюнхенский технический университет (TUM). Он заработал диплом инженера в 1907-м. Влайку служил в австро-венгерском военно-морском флоте в 1907-1908 гг. Он получил место инженера на автозаводе 'Opel' в Рюссельсхайме (Rüsselsheim) 1 сентября 1908-го.
Влайку ушел с завода в марте 1909-го и вернулся в Бинтинти, где вместе со своим братом, Йоном, построил свой первый планер, взмывший в небо летом 1909-го. В октябре того же года Аурел, вняв совету своего друга Октавиана Гога (Octavian Goga), переехаd в Королевство Румыния, где при участии румыно-трансильванских экспатриантов получил финансовую поддержку – для создания своего первого самолета с двигателем.
1 ноября 1909-го Аурел приступил к строительству своей первой модели самолета, 'A Vlaicu I', в Бухаресте (Bucharest), используя средства, предоставленные Министерством национальной обороны Румынии. Кроме того, авиаконструктор получал месячное жалование в размере 300 леев – от Министерства народного образования. Самолет 'A Vlaicu I' совершил свой первый полет 17 июня 1910-го, над аэродромом 'Котрочень'.
В рамках осенних учений, 28 сентября 1910-го Влайку вылетел на своем самолете из Слатины (Slatina) в Пьятра-Олт (Piatra Olt), чтобы доставить сообщение. Это был один из первых полетов, использованных в военных целях.
Работать над созданием модели 'A. Vlaicu Nr. II' Аурел начал в декабре 1910-го, имея на руках 16 тысяч леев. Первый полет нового авиасудна прошел в апреле 1911-го. Между 23 и 30 июня 1912-го Влайку соревновался с 42 другими авиаторами в Международной летной неделе, в том числе с французом Роланом Гарросом (Roland Garros).
По итогам конкурса, румын получил денежный приз в размере 7500 австро-венгерских крон – за точную посадку, маневрирование и полет вокруг столба. Благодаря прекрасным показателям Влайку удостоился свидетельства пилота под номером 52 от Международной авиационной федерации.
Новая модель, 'A. Vlaicu Nr. III', была монопланом с двумя сиденьями, с двигателем серии 'Gamma' на базе 'Gnome' с мощностью 80 л.с. (60 кВт). Самолет строился по заказу компании 'Marconi' – для экспериментов с приемом электромагнитных волн. На момент смерти Влайку, работы над 'A. Vlaicu Nr. III' были закончены только частично. Завершением проекта занимались друзья авиаконструктора; несколько коротких испытательных полетов в 191
4-м совершил военный летчик Петр Макавей (Petre Macavei).
Проведению дальнейших испытаний препятствовали необычные элементы управления 'A. Vlaicu Nr. III'. В 1916-м, когда немцы оккупировали Бухарест, моноплан был захвачен и отправлен в Германию. В последний раз самолет видели в 1942-м, на авиационной выставке в Берлине (Berlin). Об этом сообщили несколько румынских офицеров, но в самой документации выставки о модели нет ни единого упоминания.
За время своей карьеры Аурел спроектировал и построил один планер и три самолета. Его самолеты с трехпоршневым двигателем имели одну алюминиевую трубу, систему управления, два гребных винта – один впереди кабины, другой на задней части крыла. В конструкции применялось трехколесное шасси с независимой подвеской и тормоза на задние колеса. Модели были оснащены ротационной машиной 'Gnome'.
Влайку умер 13 сентября 1913 года, недалеко от Кымпины (Câmpina), на окраине коммуны Бэнешть (Bănești), при попытке совершить первый в мире полет через Карпаты, на самолете 'A. Vlaicu Nr. II'. Пилота похоронили на кладбище Беллу в Бухаресте. В 1948-м Аурел был посмертно зачислен в Румынскую академию.
Причины крушения Влайку доподлинно неизвестны. Его друзья, Джованни Маньяни (Giovanni Magnani) и Константин Силистяну (Constantin Silisteanu), которые первыми осматривали обломки самолета, отклонили версию о саботаже. Наиболее вероятной причиной смерти Аурела считается сваливание самолета при потере скорости из-за выключенного двигателя.
На тот период времени посадка при выключенном двигателе была обычной практикой, но из-за этого пилот испытывал трудности, когда появлялась необходимость прервать заход при неправильно рассчитанном моменте посадки.
17 июня, когда Влайку совершил первый управляемый полет, празднуется как национальный день авиации в Румынии.
Второй по величине аэропорт в Румынии, Международный аэропорт Бухарест Бэняса им. Аурела Влайку, и самолет Airbus A318-111 компании 'TAROM' получили свое название в честь румынского авиаконструктора.
Имя Аурела оказалось вторым среди занесенных в список на Памятнике героям воздуха в Бухаресте – после Георге Каранды (Gheorghe Caranda) и перед Георге Негелем (Gheorghe Negel), который разбился в автокатастрофе 11 октября 1913-го, через месяц после крушения его друга Аурела.
На лицевой стороне банкноты в 50 румынских лей изображен портрет Влайку. На обратной стороне – рисунок одного из самолетов Аурела и поперечное сечение двигателя этого самолета.
История жизни румынского авиаконструктора и пилота легла в основу романа Константина Гибана 'Flăcăul din Binţinţi' ('Парень из Бинтинти'), который был выпущен в 1953-м. Режиссер Мирча Дрэган (Mircea Drăgan) снял фильм 'Аурел Влайку' в 1977-м