Советский писатель-фантаст, сценарист, автор более 20 книг, переведённых на многие языки мира.
Родился Аскольд Львович 11 февраля 1924 года в деревне Алексеевка Ростовской области. В 1949 году окончил географический факультет Ленинградского Государственного Университета. Затем работал на приисках и в шахтах Восточной Сибири и Донбасса: был коллектором, рабочим-маркшейдером (горным инженером,
специалистом по геодезической съемке рудников и подземных выработок), съемщиком, участковым маркшейдером. Работал топографом, инженером-редактором топографического отряда, преподавал топографию и геоморфолоию на курсах топографов. Позже, в 1967 году, его профессия отразится в научно-фантастической п
овести «Солдатская дорога домой».
Печататься Аскольд Шейкин начал в 1953 году. Первые публикации появились в журналах «Молодой Ленинград», «Костер», «Нева», «Звезда», а также во многих сборниках. Начинал он с документальных произведений, писал также приключенческие книги. Первое опубликованное на
учно-фантастическое произведение — рассказ «Ангевозм» — относится к 1965 году. Одними из самых значительных его произведений считаются научно-фантастические повести «Тайна всех тайн» и «Солдатская дорога домой». Высокой оценки заслужили также другие произведения автора — I премию на Всесоюзном конку
рсе Детгиза получила научно-популярная книга «Повесть о карте» (1957).
Был принят в Союз писателей СССР (ныне состоит в Союзе писателей России), участвовал в симпозиумах писателей-фантастов, ученых. Один из таких симпозиумов — «Симпозиум по комплексному изучению художественного творчества» — был
организован Ленинградсими отделениями Союза писателей и Психологического общества и проходил в Ленинграде с 18 по 22 февраля 1963 года, там Аскольд Шейкин был ответственным секретарем. В симпозиуме участвовали писатели, литературоведы, философы, психологи, физиологи, искусствоведы, кибернетики, мате
матики. В сборнике аннотаций и тезисов, выпущенном к этому мероприятию, симпозиум был назван «первой встречей писателей и учёных для обсуждения вопросов исследования художественного мышления, творческого процесса, творческой лаборатории, поэтики средствами различных областей науки». Через два года п
оявляется первый научно-фантастический рассказ А. Шейкина — «Ангевозм», — название которого происходит от «Анализатора Генетических Возможностей». Сюжет рассказа 1965 года очень точно предсказывает проект «Геном человека», начатый учеными США только в 1986 году. Как результат длительного общения пис
ателя с учеными одного из ленинградских НИИ, в 1971 году вышла научно-фантастическая повесть «Тайна всех тайн».
В 1960 году началась плодотворная работа в научно-популярном кинематографе, где Шейкин написал сценарии к 23-м фильмам. В начале 90-х редактировал отдел прозы в журнале «Русский мир», п
ринимал активное участие в создании газеты «Совесть» и потом поддерживал ее работу.
Сейчас Аскольд Шейкин проживает в Санкт-Петербурге, иногда публикуется в журнале «Темные аллеи».
А. Шейкин о научной фантастике своего времени: «Надо учесть следующее: изменилась, если можно так
сказать, мера нашего удивления. Научные открытия перестали изумлять и восхищать. Фактор новизны постепенно потерял свою остроту. И если художник сам не в состоянии восхищаться и удивляться (а значит, не только радоваться, но и негодовать и предостерегать), он едва ли сможет выразить это в своем прои
зведении.
Писатель-фантаст порой теряется, начинает конструировать образы и сюжет, перестает быть художником.
Выход, мне кажется, в том, чтобы писатели-фантасты все более становились художниками слова.
У научной фантастики, как у жанра, свои эстетические особенности. Она не все может. Напри
мер, заимствование приемов детективной литературы нередко приводит к тому, что в центре читательского интереса оказывается не сама научно-фантастическая идея, а загадка: кто кого убил? Не приемлет фантастика и чрезмерную психологизацию, многопроблемность. Я не говорю уже о натуралистической приземле