Поэт, философ, советник хана Жанибека.
Асан-кайгы (в переводе на русский язык означает горемычный) жил, как считают исследователи, в XV в. Под этим же именем фигурирует другое лицо, жившее на рубеже XIX-нач. XX вв. Время его жизни совпало с процессом сложения казахского народа и государственности. Существует версия о киргизском происхожд
ении Асан-кайгы, которая может быть оправдана общностью и близостью казахского и киргизского народов. О высоком авторитете поэта свидетельствует то, что он был прозван Асан-ата (Ата - буквально дедушка, метафорически уважаемый, старейший) за то, что состоял во дворе Жанибек-хана, проявил себя вырази
телем интересов народа. Личные интересы, амбиции он предлагает хану отставить в сторону и поставить во главу угла "долг хана перед народом", суверенитет народа, его отношение к соседям. Асан остро чувствовал неустойчивость кочевого скотоводческого быта, его зависимость от погодных условий, от джута,
морозов, когда скот лишается корма и погибает. Отсюда его мечты "о необитаемой земле" ("об обетованной земле"), трагизм его мироощущения, нашедший выражение в его прозвище - горемычный, т. е. острое переживание им страданий, которыми полна жизнь, в том числе человеческая. Отсюда и связанные с этим
идеи любви и сострадания, которые дали право Валиханову назвать его "кочевым философом".
"Обетованная земля" должна стать, мечтает Асан, местом счастья и равноправия людей. Но независимо от условий жизни человек должен быть искренним и честным, боясь как огня "дурного слова", ибо именно с ними