Представить рок-музыку советской эпохи без Артемия Троицкого невозможно. Это человек, который стал главным идейным вдохновителем новой культуры или, точнее сказать, контркультуры. Он искал таланты, организовывал концерты, записывал музыкантов на студии. Без него вряд ли бы широкую известность получили Виктор Цой, Александр Башлачев, Борис Гребенщиков. И пусть многие обвиняют Троицкого в том, что он испортил русский рок, превратив его в попсу, без его деятельности о существовании 'другой музыки' знали бы лишь избранные.
Артемий Троицкий появился на свет в Ярославле 16 июня 1955 года. Его отец был известным историком и политологом, мать тоже вращалась в научных кругах. Детство Троицкий провел в Праге, куда его родителей перевели на работу в журнал 'Проблемы мира и социализма'.
Троицкий увлекся музыкой еще во время обучения в Московском экономико-статистическом институте. С 1972 по 1974 год он вел дискотеки в корпусе МГУ, а также в кафе 'Б-4'. Окончив в 1977 году университет по специальности 'математик-экономист', Артемий стал работать в Институте истории искусств, где готовился защитить диссертацию на тему социологии поп-музыки. Однако в 1983 году его уволили, поэтому, как вспоминает Троицкий, он выкинул свою недописанную диссертацию в урну.
Артемий Троицкий начинал свою музыкальную карьеру как журналист и критик. В 1967 году в школьном самодельном журнале он написал свою первую рецензию на альбом 'Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band' группы 'The Beatles'. Рок-музыка была у властей СССР в немилости, поэтому писать часто приходилось в самиздате и подпольных журналах. В 1975 году Троицкий начал публиковаться в журнале 'Ровесник'. Одной из первых его статей была заметка о легендарной группе 'Deep Purple'.
Безусловно, всего этого могло и не быть, если бы не особый социальный статус семьи Троицких. Его родители были не только обеспеченными людьми, но имели возможность
часто бывать за границей. Пусть это были страны соцлагеря, но жизнь там была совсем другая – более свободная и доступная. Именно там он 'заболел' рок-музыкой и научился основам музыкальной критики. Это доказывает и один случай, произошедший в 1979 году. В тот год Троицкий посетил в Москве концерт Элтона Джона, как он говорил, для того, чтобы сравнить выступления великого музыканта в Европе и СССР. Оказалось, что незадолго до этого он побывал на концерте Элтона в Австрии.
С 1981 года Артемий Троицкий работал редактором в самиздат-журнале 'Зеркало'. После того, как в 1983 году его публикации запретили в советской прессе, он сосредоточился на сотрудничестве с музыкантами. К журналистской деятельности Артемий вернулся уже после распада СССР.
В конце 1970-х годов Троицкий познакомился с видными деятелями советского музыкального андеграунда. Имея связи и деньги, он начал организовывать фестивали и подпольные концерты советских рок-групп, таких как 'Динамик', 'Кино', 'Зоопарк', 'Машина времени'. В 1980 году в Тбилиси прошел масштабный фестиваль 'Весенние ритмы', благодаря которому группы 'Аквариум', 'Машина времени' и 'Автограф' получили широкую известность.
Есть сведения, что с 1982 по 1983 год Троицкий был гитаристом музыкального коллектива 'Звуки Му'. Сами члены группы никогда не подтверждали эту информацию и говорили, что он только организовыва
л концерты. Любимым коллективом Артемия была группа 'Центр', которой он всячески помогал и опекал. Он был первым, кто заметил талант фронтмена группы Василия Шумова и оставался с ним в дружеских отношениях долгие годы.
Троицкий также организовывал выступления советских рок-музыкантов за границей. Благодаря его деятельности в Европе узнали о существовании таких групп, как 'АВИА', 'Игры', 'Браво', 'Звуки Му', 'Телевизор'. Через некоторое время он начал приглашать зарубежных исполнителей 'StereoTotal', 'De Phazz', 'Sonic Youth', 'Джули Круз', 'Suicide', а также организовывать фестивали электронной и этно-музыки.
Кроме организаторской деятельности, Троицкий и сам занимался музыкой, но широкую известность не получил. В рамках своего проекта 'Советское порно' он записал несколько песен. Первый трек стал кавером на песню 'Королева' Аллы Пугачевой. С Олегом Нестеровым он записал песню 'Снег с ее волос' для картины 'Down House', а Мишей Вивисектором два трека – 'Ша Пу На На' и 'Агент 008'. Конечно, музыкальный талант Троицкого не мог сравниться с его менеджерскими способностями.
После развала Советского Союза Троицкий продолжил свою журналистскую деятельность. В 1995 году он стал главным редактором русской версии издания 'Playboy'. Одновременно сотрудничал с такими изданиями, как 'Новая газета', 'Московский бит', 'Moscow Times'. В 2000 году Троицкий
занялся редактированием колонки 'Диверсантъ-Daily' на сайте 'estart.ru', которая со временем стала самостоятельным Интернет-проектом.
В последнее время Троицкий часто выступает на радио и телевидении. Он был активным ведущим на радио 'Эхо Москвы', а сейчас выступает в программе 'FM Достоевский' на станции 'Финам FM'. В 2010 году на 'Эхо Москвы' у Артемия произошел конфликт с Сергеем Бунтманом из-за выхода в эфир песни 'Мерседес S666' коллектива 'Noize MC', которая была выпущена в связи с гибелью в автокатастрофе известного акушера Сидельниковой.
Появляться на телевидении Троицкий начал еще в советское время, но пиком его телекарьеры стала передача 'Кафе Обломов', которую он вел на канале НТВ с 1994 по 1996 год. Кроме этого, он постоянно ведет на разных телеканалах музыкальные и культурологические программы.
Из-за своей активной популяризаторской работы на телевидении многие стали говорить о том, что Троицкий испортил русский рок, превратил его в попсу. Некоторые музыканты выражались даже более радикально. Например, известный андеграундный рокер Егор Летов как-то сказал, что такие интеллигенты как Троицкий 'превратили русский рок-н-ролл в ж***'. Возможно, это и так, но не стоит забывать, что именно благодаря Троицкому все узнали о существовании в СССР 'другой музыки'. В этом нуждались сами музыканты, этого требовало общество, это было необходимо людям, как глоток свободы.