«Певец России, разбуженный революцией», «дикое перо»,— так в 1920-е годы называли литературные критики писателя Артема Веселого.
Артем Веселый (псевдоним, настоящее имя — Николай Иванович Кочкуров) родился 29 сентября 1899 г. в городе Самаре в бедной семье волжского крючника. С 14 лет работал по найму. В 1916 г. примкнул к анархистам. В 1917 г. вступил в партию большевиков. Участвовал в революции и гражданской войне.
Летом 1919 г. красный комиссар Н.И. Кочкуров в составе Самарского коммунистического батальона ЧОН прибыл в Тулу в связи с угрозой деникинского вторжения, был направлен для долечивания ранения в госпиталь уездного г. Ефремова, там сотрудничал в местной большевистской печати. На редакторском посту выпустил с сентября по декабрь 1919 г. 22 номера большевистской газеты «Красный пахарь». В газете, печатавшейся через день, постоянно помещал под псевдонимами: «Пожилинский мужик», «Кочкуров», «Сидор Веселый», «Артем Невеселый» и др. свои публикации, пронизанные как духом классового антагонизма, так и непримиримостью к злоупотреблениям в среде коммунистических и советских работников.
После ликвидации деникинской опасности был оставлен в Туле, где непродолжительное время сотрудничал в газете «Коммунар»; бывал по заданию губ. отдела печати во многих уездах губернии для организации местных большевистских газет.
Уже в Туле проявил себя самобытным писателем. В доме своего тульского друга А. Глебова-Котельникова (впоследствии драматурга) написал рассказ «Масленица». В газете «Коммунар» и тульском журнале «Пролетарское строительство» были напечатаны его рассказы «Молодой полк», «Под черным крылом», «Расстрел» и др.
Художественный портрет Н.И. Кочкурова той поры запечатлен в пьесе А. Глебова «Наши дни» (он выведен под именем Коли Кунгурова, «редактора газеты из крестьян»).
После отъезда из Тулы учился в Москве в высшем художественно-литературном институте им. В.Я. Брюсова, а затем в Московском университете, сотрудничал в РОСТА, был в числе организаторов известного литобъединения «Перевал», непродолжительно состоял в РАПП, но его самобытный талант стоял особняком в пролетарской литературе.
В 1920-е гг. печатал свои рассказы, повести и романы под псевдонимом «Артем Веселый» в крупных советских журналах. Его произведения тематически связаны с гражданской войной. Основные черты авторской манеры — широкое пользование сказом, язык, богатый бытовыми речениями, густота эмоциональной окраски, отрывистость фраз. Первая повесть — «Реки огненные» (1923). Самое значительное произведение о гражданской войне — роман «Россия, кровью умытая» (1926). Огромный читательский успех имело последнее произведение Артема Веселого, исторический роман «Гуляй-Волга» (1932).
В 1937 г. Артем Веселый был незаконно репрессирован. Погиб 2 декабря 1939 г. Реабилитирован посмертно.
А. Веселый принадлежит к числу оригинальнейших пролетарских писателей. Его сильный талант, чуткость к слову, добросовестная работа над материалом до сих пор привлекают внимание читателей и литературоведов.