Один из первых джазовых солистов-виртуозов.
Обладатель феноменальной техники (его игра восхищала Владимира Горовца). Отличительной чертой его стиля является частое использование гамм и арпеджио, охватывающих всю клавиатуру, а также изменение гармонии в известных стандартах. Принято считать, что его эксперименты предвосхитили гармонический язык исполнителей бибопа. Тэйтум родился слепым (врожденная катаракта), перенес серию операций и восстановил зрение одного глаза — мог различить контуры предметов. Учился в Колумбусе в школе для слепых, в 13 лет играл на скрипке и фортепиано. В дальнейшем никакого формального образования не получил. Начал выступать в клубах Толидо, играл на радио и его программы передавались на всю страну. В 1932 приехал в Нью-Йорк как аккомпаниатор Аделаиды Холл, работал в клубе Отх, привлекая всеобщее внимание своей уникальной манерой игры (Фэтс Уоллер говорил: «Сегодня здесь играет сам Бог»). В 1935-36 г.г. руководил оркестром в чикагском клубе ТИгее Оеисев, затем вернулся в Нью-Йорк и через год собрал секстет, с которым в 1938 выступал в Лондоне. В 1943 собрал трио (Слэм Стюарт — контрабас, Тайни Граймс — ударные), кроме того сотрудничал с Коулменом Хокинсом, Барни Бигардом, Милдред Бэйли, записал дуэт с Биг Джо Тёрнером. Оказал огромное влияние на развитие джазового пианизма. Среди его последователей Оскар Питерсон, Ахмад Джамал, Билли Тэйлор и другие.