Популярные личности

Арт-группа Война

Радикальное акционистское объединение
На фото Арт-группа Война
Категория:
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Лево-радикальная акционистская группа, функционировавшая с начала 2007 года. Получила известность благодаря серии эпатажных и радикальных перформансов. В 2010 году после одной из акций группа подверглась преследованиям, а ее лидеры были арестованы.


Арт-группа "Война" (в произведениях самих участников группы принято писать ее название без кавычек) была создана по инициативе выпускника философского факультета Московского государственного университета (МГУ) Олега Воротникова (прозвище Вор), который далее именовался "отцом-основателем". Еще в 2005 году Воротников и Наталья Сокол (прозвище Коза) создали арт-группу "Соколег", которая занималась натурной фотографией (по иным данным, авангардной модой) и перформансами на тему смен парадигм в искусстве. Весной 2006 года они познакомились с художником Антоном Николаевым, лидером арт-группы "Бомбилы", с которым начали активное сотрудничество. Штаб-квартирой объединенного проекта стала одна из мастерских видного художника-акциониста Олега Кулика, который, однако, отрицал использование каких-либо собственных идей в перформансах группы.

В начале 2007 года наиболее радикально и политически настроенные участники проекта во главе с Воротниковым и Сокол организовали группу "Война". Изначально арт-группа "Война" предполагалась как лево-радикальная, "поскольку левый спектр в российском арте вообще отсутствовал". При этом позже подчеркивалось, что политическая составляющая проекта была важнее, чем художественная часть.

В феврале 2007 года состоялось первое выступление "Войны" - перформанс "Отморозки" в Зверевском центре современного искусства, куда группа была приглашена на открытие выставки "Военные действия". В ходе перформанса трое участников "Войны" были загипсованы так, что образовали единую скульптурную группу, которую затем пустили кататься по брикетам пломбира ("мороженная грязь под гусеницы танка").

Вскоре после этого "Война" и "Бомбилы", а также акционист Сергей (Емельян) Гдаль создали "Профсоюз уличного искусства". 1 мая 2007 года "Война" при содействии "Бомбил" провела акцию "Мордовский час" в ресторане "Макдоналдс" на Серпуховской площади в Москве. Активисты арт-группы с криками "Свободная касса!" забросали прилавки ресторана живыми кошками, что явилось "подарком низкооплачиваемой рабсиле фастфуда, лишенной в праздник отдыха и наслаждения современным радикальным искусством". Эта акция также содержала отсылку к протестной деятельности западных антиглобалистов, для которых сеть ресторанов McDonald's представляет собой один из символов глобализации. В том же году "Мордовский час" был признан газетой "Re:акция" "самым хулиганским перформансом".

На протяжении последующих месяцев активисты "Войны" провели еще несколько акций, а также приняли участие в ряде перформансов, основным организатором которых выступали "Бомбилы". В начале июля 2007 года "Война" должна была провести совместный перформанс с известным деятелем художественного авангарда Дмитрием Приговым: предполагалось, что активисты группы занесут на двадцать второй этаж студенческого общежития МГУ шкаф с сидящим внутри Приговым, который должен был вести стихотворный диалог с собственными записями. Однако акция не состоялась - ее запретил декан философского факультета МГУ, а непосредственно накануне перформанса Пригов был госпитализирован, через несколько дней он скончался. В конце августа того же года "Война" при участии "Бомбил" провела акцию "Пир" - поминки по Пригову, накрыв столы в вагоне Московского метрополитена. Впоследствии, в феврале 2008 года, "Пир" была повторен на трех линиях метро в Киеве, после того, как власти украинской столицы инициировали закрытие выставки "Общее пространство", в рамках которой, в частности, демонстрировалась видеозапись московских поминок по Пригову.

С этого времени стала очевидной политическая составляющая деятельности "Войны". В 2007 году ее активисты участвовали в Саратове в "марше несогласных" - выступлении противников президента Владимира Путина - с лозунгом "Я хочу халву есть, я хочу на Путьку сесть" (приписываемым поэту Александру Бренеру). В ноябре 2007 года, накануне выборов в Государственную думу, "Война" провела несанкционированную акцию "ПП (Памятник Пригову vs План Путина)" на открытии ярмарки Non-Fiction в московском Центральном доме художника: активисты группы неожиданно спустились по растянутому баннеру с антресольного этажа выставочного центра с живыми баранами в руках.

В декабре 2007 года (по другим данным, в феврале 2008 года) прекратилось активное сотрудничество "Войны" и "Бомбил". Это было связано с тем, что в то время, как группа Николаева планировала работать за пределами Москвы с местными коллективами, "Война" предпочитала работать в столице - отчасти рассчитывая на реакцию прессы на ее деятельность. Кроме того, сам Николаев признавался, что ему к этому времени надоело заниматься "клоунским акционизмом". В это же время к группе присоединился филолог и автор трудов по обсценной лексике Алексей Плуцер-Сарно.

В конце февраля 2008 года, за несколько дней до президентских выборов, на которых победу одержал Дмитрий Медведев, "Война" провела одну из самых известных своих акций - групповую оргию в Биологическом музее в Москве на фоне лозунга "Е***ись за наследника Медвежонка" (с аналогичными лозунгами члены "Войны" участвовали в эти же дни в митинге прокремлевского движения "Молодая гвардия" и в московском оппозиционном "марше несогласных"). Участники группы охарактеризовали акцию в Биологическом музее как "напутствие молодому руководителю, посильная поддержка Медвежонка в начале длинной тропы". Фотоотчет об акции был опубликован в блоге Плуцера-Сарно (там же появлялись отчеты и о дальнейшей деятельности "Войны"), в связи с чем на него было заведено уголовное дело о распространении порнографии. В действиях самих участников акции состава преступления найдено не было, но позже появлялись сообщения, что Генеральная прокуратура РФ повторно возбудила дело в связи с оргией в музее.

Непосредственно перед инаугурацией нового президента Медведева, в начале мая 2008 года, "Война" организовала новую акцию: ее участники ворвались в отделение милиции в подмосковном Болшеве, повесили большой портрет Медведева и стали зачитывать посвященные милиции тексты Пригова.

В дальнейшем тема правоохранительных органов занимала значительное место в деятельности группы. Так, в июле 2008 года состоялась акция "Мент в поповской рясе", в ходе которой Воротников, одетый в рясу поверх милицейской формы и олицетворявший "амбивалентное существо, которому всё позволено", набрал в супермаркете "Седьмой континент" большое количество продуктов и безнаказанно вынес их, не оплатив; впоследствии указывалось, что эта акция предвосхитила историю с майором милиции Денисом Евсюковым, весной следующего года устроившим расстрел покупателей в супермаркете. В мае 2009 года в первый день судебного процесса над организаторами скандальной выставки "Запретное искусство-2006" Юрием Самодуровым и Андреем Ерофеевым участники "Войны" неожиданно исполнили в зале суда песню "Все менты - ублюдки!", что подверглось осуждению как адвокатов обвиняемых, так и присутствовавших правозащитников, в частности, Льва Пономарева (при этом "Война" и раньше проводила акции против преследования кураторов "Запретного искусства"; например, в мае 2008 года группа устроила представление у здания прокуратуры, где проводился допрос Ерофеева).

Значительный резонанс получили две акции, проведенные "Войной" в конце 2008 года. В ночь на 7 ноября несколько активистов группы спроецировали на Дом Правительства РФ изображение черепа и костей, после чего другие участники активисты перелезли через ограду правительственной резиденции, беспрепятственно пересекли ее двор, а затем скрылись. В следующем месяце "Война" заварила стальными листами вход в ресторан "Опричник", который, по некоторым данным, принадлежал прокремлевскому журналисту Михаилу Леонтьеву; в январе 2009 года по данному факту было заведено уголовное дело. В этот же период к группе присоединились некоторые борцы за права сексуальных меньшинств; кроме того, "Война" стала активнее сотрудничать с московскими анархистами и антифашистами.

Также продолжала "Война" использовать и тему супермаркетов (как впоследствии заявлял Плуцер-Сарно, это было связано с тем, что "супермаркет - это публичное пространство, где готовая сцена, готовый театр, готовые зрители, готовое противостояние, и там можно разыгрывать некие ситуации"). В сентябре 2008 года группа имитировала повешение гомосексуалистов и гастарбайтеров в одном из гипермаркетов "Ашан"; это стало "символическим подарком мэру Москвы Лужкову в знак его заслуг по распространению в городе ксенофобии, гомофобии и национализма". В 2009-2010 годах участники "Войны", публично признававшиеся в том, что продукты они обычно крадут в магазинах, проводили акции по потреблению или выносу продуктов в супермаркетах ряда стран Европы и США, изображая из себя голодных нелегальных мигрантов из России, что являлось своеобразным тестированием терпимости общества в этих странах. Летом 2010 года "Война" провела ритуализованный вынос мороженного цыпленка из одного из супермаркетов в Санкт-Петербурге.

В июне 2009 года произошел скандал, связанный с участием группы "Война" в курировавшейся Андреем Ерофеевым выставке "Русский леттризм" в Центральном доме художника. Накануне открытия выставки директор выставочного центра Василий Бычков потребовал демонтировать экспозицию "Войны", посвященную, помимо прочего, акции группы в Биологическом музее. В результате возникла стычка участников "Войны" с охраной, причем, как сообщалось, некоторые экспонаты были испорчены; тем не менее экспозиция "Войны" была снята.

В конце 2009 года из "Войны" был изгнан один из наиболее активных участников проекта Петр Верзилов, якобы потворствовавший аресту акциониста Александра Володарского (известного под "ником" Шиитман) во время имитации совокупления около Верховной рады Украины в знак протеста против деятельности Национальной экспертной комиссии по защите общественной морали (согласно активистам "Войны" Верзилов исходил из того, что осуждение Володарского могло стать "крутым пиаром" для арт-группы). В дальнейшем Верзилов и примкнувшие к нему акционисты (в том числе его жена Надежда Толоконникова по прозвищу Толокно) продолжали выступать под именем "Войны", что фактически привело к противопоставлению двух одноименных проектов. Одной из наиболее заметных акций группы Верзилова стал "Тараканий суд": в день начала оглашения приговора по делу организаторов выставки "Запретное искусство" в июле 2010 года Верзилов в знак протеста выпустил в здании суда 3,5 тысячи крупных тараканов (Плуцер-Сарно утверждал, что идея этой акции была украдена Верзиловым у группы Воротникова). Кроме того, активисты этой группы в летом 2010 года принимали участие в протестах против строительства скоростной трассы через Химкинский лес. В начале 2010 года к "основному составу" группы "Война" присоединился активист оппозиционного движения "Солидарность", член политсовета его московского объединения Леонид Николаев (в описаниях группы фигурировавший как Леня Е***нутый). В мае 2010 года, в разгар общественных протестов против чрезмерного использования спецсигналов на машинах, Николаев вышел с символизировавшим "мигалку" синим ведром на голове на дорожную полосу около Кремля и пробежал по капоту и крыше двигавшегося со спецсигналом автомобиля Федеральной службы охраны (ФСО); в течение следующих дней видео выступления Николаева широко распространилось в интернете. В конце мая Николаев был похищен сотрудниками ФСО, но вскоре отпущен - после предъявления обвинения в хулиганстве. Хотя в дальнейшем суд отказался принимать к рассмотрению дело Николаева в связи с нарушениями норм при сборе доказательств его вины, сам активист "Войны" с этого времени фактически перешел на "нелегальное положение" и скрывался от правоохранительных органов.

В июне 2010 года в Санкт-Петербурге была проведена новая резонансная акция "Войны": в знак протеста против повышенных мер безопасности в преддверии Международного экономического форума активисты группы нарисовали на Литейном мосту огромный фаллос размером 65 метров в длину и 27 метров в ширину. После того, как мост был разведен, поднятое изображение фаллоса оказалось перед окнами Управления Федеральной службы безопасности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Николаев был задержан во время проведения акции и оштрафован за мелкое хулиганство. Акция стала широко известной благодаря распространению информации о ней в блогах: сообщение о ней на протяжении нескольких дней удерживало первое место в основных рейтингах блогов.

В связи с деятельностью "Войны" в блогах и прессе регулярно обсуждалось, почему активисты группы не задерживаются милицией, а если и их задерживают, то вскоре отпускают. Сами члены "Войны" объясняли это тем, что все их акции тщательно планировались, чтобы избежать даже минимального риска.

В сентябре 2010 года в Санкт-Петербурге состоялась акция "Войны" "Дворцовый переворот", целью которой было "показать, как надо проводить реформу МВД". Во время акции активисты группы перевернули несколько милицейских автомобилей, причем внутри некоторых из машин в этот момент находились милиционеры. Вскоре на основных активистов "Войны" было заведено дело по статье 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору), члены группы были объявлены в розыск. 15 ноября 2010 года Воротников, Сокол и Николаев были задержаны в Москве и допрошены в занимающемся борьбой с экстремизмом центре "Э" при МВД. Вскоре Сокол была отпущена, а Воротников и Николаев были отправлены в изолятор в Санкт-Петербург. В том же месяце стало известно, что Россию, опасаясь преследований, покинул Плуцер-Сарно.

Акция "Дворцовый переворот" и последовавший за ней арест Воротникова и Николаева вызвали в прессе бурную дискуссию о границах того, что должно трактоваться в первую очередь как искусство. Многие художники и критики признали, что акция являлась уголовно наказуемым деянием. В то же время ряд художников и журналистов выступили в поддержку "Войны", признавая ее право на радикальный акционизм, и призывали к отказу от наказания или по крайней мере к его смягчению.

Уже в декабре 2010 года были проведены несколько мероприятий в поддержку "Войны". В частности, проживавший в Норвегии блогер Вагиф Абдилов организовал выпуск по индивидуальному заказу марок Норвежской королевской почты, на которых была изображена акция группы на Литейном мосту. В середине месяца известный британский уличный художник Бэнкси устроил в интернете продажу репродукций одного из своих произведений и объявил о передаче вырученных с продажи денег в размере около 90 тысяч фунтов (приблизительно 4,5 миллиона рублей) на помощь "Войне" 18 декабря в Москве был проведен немногочисленный митинг в защиту группы, в котором участвовали многие известные художники и арт-журналисты.

Группа "Война" постоянно подчеркивала особый образ жизни, в частности, максимальный отказ от денег (с чем связывалась практика воровства продуктов в магазинах) и "агрессивное сквотирование" - проживание в незаселенных квартирах новостроек. Помимо акций, информация о которых распространялась, участники группы занимались также "ежедневными перформансами", то есть представляли акционизм как норму жизни.

За период 2007-2010 годов в акциях "Войны" участвовали более двухсот человек. В то же время по состоянию на осень 2010 года основу группы составляли Воротников, Сокол, Николаев и Плуцер-Сарно; по некоторым данным, неофициально в "Войне" числились около шестидесяти человек. Бывшие участники группы называли "стопроцентным автором" "Войны" Воротникова, в то же время основные перформансы группы были придуманы Натальей Сокол.

Как критики, так и участники "Войны" отмечали, что в своем творчестве группа продолжала традиции политического акционизма, связанные с американскими активистами конца 1950-х годов, а также московским акционизмом и искусством соц-арта. В качестве важной части деятельности группы отмечалась семантизация действия, приписывание ему интерпретаций (пусть и множественных), которое в медиасреде группа старалась контролировать. В то же время Воротников и другие участники "Войны" критиковали своих предшественников, а также современных им акционистов за недостаточный радикализм и "вялость", обвиняли их в том, что они занимались исключительно имитацией действия. Представители группы специально акцентировали внимание на реальности и неискусственности своей деятельности: "То, что в акциях 'Войны' арта почти нет, - и делает их ультрасовременным новым искусством". Однако минимальной задачей группы ставилось "не устраивать яркие шоу, а сформировать круг людей, которым интересна подобная деятельность".



Поделиться: