Аро́н Иса́евич Нимцо́вич (7 ноября 1886, Рига — 16 марта 1935, Копенгаген) — один из крупнейших шахматистов и теоретиков шахмат в истории, яркий представитель шахматного гипермодернизма.
Родом из богатого рижского торгового семейства. О его детстве мало что известно. Уже в 1896 году в журнале «Deutsches Wochenschach» сообщалось о девятилетнем мальчике в Прибалтике, который выделяется хорошей игрой. Тот же журнал опубликовал в 1904 году на 213 с. впервые партию Нимцовича.
Изучал в Берлине философию, но больше уделял внимание шахматам в Кафе «Kaiserhof». После завершения Первой мировой войны он обосновался в Дании, получил датское гражданство. Там он прожил последние 15 лет своей жизни. Умер Арон Исаевич Нимцович 16 марта 1935 года от пневмонии.
Крупнейшим успехом Нимцовича считается победа на турнире в Карлсбаде (1929), в котором принимали участие все сильнейшие шахматисты того времени за исключением Ласкера и Алехина.
Однако главный вклад Нимцовича в развитие шахмат — это вклад теоретика: Нимцовичем написаны три основополагающих труда по шахматной теории — «Моя система» (нем. Mein System, 1925), «Моя система на практике» (нем. Die Praxis meines System) и «Блокада» (нем. Die Blockade).
«Погоня за эффектами кажется его непрестанным стремлением, и лишь при более близком изучении мы замечаем шахматно-филосовскую глубину идей, руководящих Нимцовичем при его экспериментах в области теории дебютов» — Савелий Тартаковер.
«Истинное представление о Нимцовиче, как о художнике и философе шахмат может получить только тот, кто знаком с его книгами. Его последняя книга особенно интересна. В ней он иллюстрирует многочисленными примерами свою стратегию, которую он разработал в целую систему» - Александр Алехин.
Основной предмет исследований Нимцовича — это практическое уточнение принципов Стейница. Тогда как его предшественники, освоившие идеи Стейница, искали выигрыша чисто стратегическим путём, Нимцович поставил на службу стратегическому мышлению комбинацию. После того как учение Стейница покорило умы шахматистов, к комбинации стали относиться с пренебрежением. Считалось, что комбинационный стиль противоречит шахматной логике и игрок, не попадающийся в ловушки, расставленные любителем комбинаций, должен обязательно выиграть, поскольку приверженность остроатакующему комбинационному стилю непременно ведёт к ослаблению позиции. Нимцович же доказал, что комбинация может служить логическим завершением позиционного преимущества. Он и другие шахматисты, отличавшиеся необычной по меркам времени манерой игры, были впоследствии названы Таррашем гипермодернистами.
Тем не менее некорректно было бы говорить о том, что Нимцович создал свою школу. Понятие «гипермодернисты» применялось в то время ко всем, кто, развивая учение Стейница, играл довольно причудливо для того времени. Если эксперименты Нимцовича не удавались, современники называли его манеру игры искусственной и упаднической. Если же Нимцович добивался крупных успехов, его провозглашали величайшим стратегом современности.
Стратегические исследования Нимцовича начались с пересмотра положений Тарраша, которые многими были восприняты догматически. Например, Тарраш явно переоценивал роль центральных пешек в дебюте. Нимцович доказал, что захват центра в дебюте (а это важнейшая часть позиционного учения Стейница) возможен и с помощью фигур, причём для этого не обязательно располагать пешки и фигуры непосредственно на центральных полях. Более того, по его мнению, пешка в центре часто является препятствием для дальнейшего развития инициативы. Кроме того, Тарраш преувеличивал невыгодность стеснённого положения. Нимцович же доказал, что в закрытых позициях, когда сторона, владеющая позиционным преимуществом и пространством, тем не менее не может осуществить прорыв, преимущество переходит к стороне, находящейся в стеснённом положении.
Именем Нимцовича названа разновидность индийских защит, когда чёрные выводят слона на b4.