История прихода Аркадия Шера в анимацию запутанна и не лишена мистики. Он родился и первое время жил на Каляевской улице, рядом с «Союзмультфильмом». В компании мальчишек и девчонок бегал вокруг студии, играя в казаки-разбойники, и с наслаждением вдыхал запах из выхлопной трубы, торчащей из большого окна. Спустя годы он узнал, что так пахнут ядовитые газы из цеха заливки, а тогда этот запах юный Аркаша связывал с прекрасным и недоступным искусством мультипликации.
История прихода Аркадия Шера в анимацию запутанна и не лишена мистики. Он родился и первое время жил на Каляевской (ныне - Долгоруковской) улице, рядом с «Союзмультфильмом». В компании мальчишек и девчонок бегал вокруг студии, играя в казаки-разбойники, и с наслаждением вдыхал запах из выхлопной трубы, торчащей из большого окна. Спустя годы он узнал, что так пахнут ядовитые газы из цеха заливки, а тогда этот запах юный Аркаша связывал с прекрасным и недоступным искусством мультипликации.
Мальчик не выпускал из рук карандаши, любил копировать картинки из книг, а мама не уставала говорить, что он - талант. «Я рисовал лучше всех в родне, - любит подчеркивать Аркадий Соломонович. - Если учесть, что в нашей родне вообще никто не рисовал». Соседка Шеров работала на «Союзмультфильме» в том самом «ядовитом» цехе заливки, и мама общалась с ней на предмет трудоустройства сына. Аркадий сопротивлялся: «Ну куда я пойду? Мне стыдно! Я совершенно не умею рисовать!» Так Шер попытался обмануть судьбу в первый раз.
После седьмого класса Аркадий поступил в железнодорожный техникум. Оттуда его - единственного с курса - забрали в армию. И не просто в армию, а на флот. Отслужив день в день четыре года, Шер вернулся и узнал, что отделение паровозного хозяйства, где он учился, закрыли за ненадобностью. Судьба не отступала, но пока ее никто не слышал. Куда идти? Отец устроил Аркадия чертежником в проектный институт, после чего удалось поступить на третий курс строительного техникума. Юноша чувствовал, что это - не его, а что - его, он пока не догадывался. Зато твердо знала Судьба и предприняла отчаянный шаг: Аркадий Шер оказался в больнице. «Или ты пойдешь на студию, или умрешь», - решила Судьба.
Это было суровое испытание. Два с половиной часа операции под местным наркозом, неправильный диагноз, непонятное заболевание, три месяца в больничной палате… Вышел Аркадий со второй группой инвалидности. Справился только благодаря холодному расчету Судьбы и горячей Любви. Как встал на трясущиеся ноги - сразу женился. И уехал с Каляевской.
И тут Судьба направляет к нему посланца в лице старшего брата: «Поехали скорее! «Союзмультфильм» объявляет конкурс мультипликаторов. Бери свои рисунки!» После недолгого сопротивления Аркадий взял в одну руку кипу изрисованной бумаги, в другую - костыль, и братья отправились на родную улицу. «О, нам такие художники нужны!» - услышали они в приемной комиссии. Но конкурс Аркадий Шер не прошел, не хватило опыта. Зато тут же предложили работу в цехе прорисовки, и он согласился. Началась новая жизнь.
На студии Шер прошел все ступени профессии: прорисовщик, ассистент художника, художник-постановщик, режиссер. Участвовал в создании многих эпохальных фильмов. Самостоятельно поставил сюжет «Случай на болоте» в 24-м выпуске киножурнала «Веселая карусель». И только к шестидесяти годам Аркадий Соломонович почувствовал, что он что-то может и даже что-то сделал. Раньше сомневался. Но, к сожалению, уверенность пришла слишком поздно, вместе с хронической усталостью. И Шер тут же ушел на пенсию.
Но, как ни странно, на этом творчество не закончилось, наоборот, открылось второе дыхание. Аркадий Шер стал постоянным и самым любимым художником детского издательства «Самовар». Сам написал и иллюстрировал две книги - «Тридесятые сказки» и «Попался волчок на крючок», - сейчас пишет третью. Его стали называть «живой легендой», «выдающимся художником», приглашать на всевозможные фестивали и выставки.
«Я очень долго не верил, когда меня стали хвалить за книжные иллюстрации, - признается Аркадий Соломонович. - Даже читатели подходили на ярмарках и говорили не только о «Простоквашино». Но я - союзмультфильмовское порождение. И даже сейчас, рисуя книжки, я не могу уйти от этого анимационного рисунка. Меня в свое время обвиняли в диснеевщине, но это моя школа, а по-другому я не умею…»
Фильмы художника-постановщика Аркадия Шера
1979 - «Переменка № 2» (реж. Е. Гамбург)
1980 - «Каникулы в Простоквашино» (реж. В. Попов)
1981 - «Приключения Васи Куролесова» (реж. В. Попов)
1982 - «Сладкий родник» (реж. И. Аксенчук)
1983 - «От двух до пяти» (реж. В. Попов)
1984 - «Зима в Простоквашино» (реж. В. Попов)
1985 - «Мы с Шерлоком Холмсом» (реж. В. Попов)
1986 - «Академик Иванов» (реж. В. Попов)
1987 - «Как ослик грустью заболел» (реж. Ю. Прытков)
1988 - «Кот, который умел петь» (реж. Н. Лернер)
1989 - «Стереотипы» (реж. Е. Гамбург)
1990 - «Кважды ква» (реж. Е. Федорова)
1992 - «Бал цветов» (реж. Е. Федорова)