Репортажи, авторские программы, документальные фильмы журналиста и телеведущего Аркадия Мамонтова всегда вызывают общественный резонанс. У Мамонтова много наград самого высокого уровня и много недоброжелателей. Однако нельзя отрицать того, что темы, которые он рассматривает, всегда находятся в центре политической и социальной жизни.
Профессию Аркадия Викторовича Мамонтова в определенной степени можно считать наследственной. Он родился 26 мая 1962 года в Новосибирске. Его отец, Виктор Гаврилович, работал оператором, а мать, Алевтина Ивановна Зимина, была режиссером местной студии кинохроники. В семье подрастал также его старший брат Гавриил, который впоследствии сделал карьеру дипломата. Аркадий, в свою очередь, хотел работать в кинематографе, однако его попытка поступить по окончании средней школы во ВГИК оказалась неудачной. В 1980 году Аркадий был призван в армию и нес службу в ракетных войсках Забайкальского военного округа. После демобилизации в 1982 году молодой человек еще раз попробовал стать студентом ВГИКа, а после неудачи поступил на журфак МГУ. В 1988 году он с отличием защит
ил диплом по теме телевидения и радиовещания.
По словам Аркадия, его очень привлекала 'расследовательская' журналистика, и он стал специальным корреспондентом агентства 'Новости'. Свой первый репортаж Мамонтов провел с несанкционированного митинга на Дорогомиловской площади, и монтировал его без закадрового текста. Руководитель Мамонтова назвал эту работу 'взглядовской', что было высшей степенью похвалы для начинающего журналиста. Позднее Аркадий Мамонтов вел видеорепортажи из горячих точек Приднестровья, Осетии, Нагорного Карабаха, которые вызывали пристальное внимание как зрителей, так и коллег.
С 1994 года Мамонтов начал внештатное сотрудничество с телеканалом НТВ, а с 1995 года стал специальным корреспондентом этого медиахолдинга. Он специализировался
на военных репортажах из Чечни, Ингушетии, Дагестана.
В 2000 году Аркадий Медведев перешел работать на телеканал 'Россия', и одной из его наиболее ярких работ того периода была серия репортажей о взрыве в московском подземном переходе.
Знаковым событием в жизни молодого корреспондента стало создание серии репортажей о гибели подводной лодки 'Курск'. Он был участником группы телеканала РТР, которая получила аккредитацию на ведение репортажей с места гибели лодки и борта крейсера 'Петр Великий'. Впоследствии, участвуя в дискуссиях по поводу этого трагического события, Аркадий Мамонтов всегда твердо выражал полную поддержку государственного курса.
С этого же времени Мамонтов начинает снимать документальные фильмы-расследования. Он стал одним из создате
лей и участников телепроекта 'Специальный корреспондент', материал для которой снимался на его авторской студии. В 2003 году в рамках этого проекта был показан материал о так называемом 'деле Орехова', в котором было выдвинуто обвинение против врачей-трансплантологов в преднамеренном убийстве пациента. Дальнейшее расследование и неоднократные пересмотры уголовного дела не подтвердили обвинения, однако вследствие реакции общественности посмертная трансплантация в России была практически приостановлена.
Следующим громким расследованием стал показанный в 2006 году сюжет о выявленном спецслужбами камне из московского сквера, с помощью которого разведка Великобритании производила передачу информации в шпионских целях, а также о том, что некоторые общественные о
ганизации, в частности, фонд 'Евразия' и 'Московская хельсинкская группа' финансируются из Великобритании. Сюжет вызвал международный скандал, и многие коллеги обвинили Мамонтова в предвзятости, хотя впоследствии некоторые факты, показанные в фильмах Мамонтова, получили свое подтверждение.
Еще один цикл передач Аркадия Мамонтова, 'Обратная сторона', был посвящен острым социальным проблемам российского общества. Серьезные последствия, в частности, запрет на усыновление российских детей иностранными гражданами, вызвал показанный Мамонтовым цикл фильмов 'Дети'. Поднятые в нем проблемы нелегального вывоза детей, борьбы с педофилией, детского беспризорничества не оставили равнодушными никого. Также большой отклик получили цикл передач о проблеме наркотиков – 'Т
рафик', 'Чек', а также вышедшая в 2008 году книга Мамонтова 'Чек на тот свет', посвященная этой же тематике.
Один из наиболее громких скандалов вокруг имени Аркадия Мамонтова возник в связи с его фильмом 'Провокаторы', который был показан 16 ноября 2012 года в связи с делом панк-группы 'Pussy Riot'. После прозвучавших в фильме утверждений в причастности к подготовке этой акции западных спецслужб и правительства Грузии, Мамонтов получил серьезные обвинения не только в предвзятости, но и в низком профессионализме и преднамеренном искажении фактов от своих коллег и общественных организаций. Однако журналист отверг упреки в заказном характере этого материала и утверждал, что он лишь высказывал свою позицию как гражданина и как верующего человека.
Последними г
ромкими работами Аркадия Мамонтова стали циклы фильмов о событиях в Украине, за которые он также получил обвинения в одностороннем освещении фактов, и попал в список санкций украинского правительства. При этом следует заметить, что даже самые яростные критики Мамонтова не могут не отметить его высокое мастерство и умение привлечь внимание к проблемам, вызывающим самый большой общественный интерес. Журналистская деятельность Аркадия Мамонтова была отмечена рядом наград: орденами 'За личное мужество' (1994), 'Знак почета'(2006), 'Дружбы' (2009), а также такими медалями как 'За заслуги перед Отечеством' 2-й степени (1995), 'За укрепление боевого содружества' (1999), 'За содействие органам наркоконтроля' (2009), 'За заслуги перед Отечеством' 1-й степени (2014).