Гвардии Старший лейтенант А. Ф. Ковачевич совершил 356 боевых вылетов, в 58 воздушных боях лично сбил 13 и с составе группы 6 самолётов противника. 1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 3 Мая 1919 года в посёлке Ново - Миргород, ныне город Кировоградской области, в семье служащего. Окончил 3 курса техникума механизации сельского хозяйства в Кировограде, аэроклуб. С Декабря 1937 года в Красной Армии. В 1938 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков.
С началом Великой Отечественной войны в действующей армии, сражался в составе 27-го истребительного авиационного полка ПВО Москвы.
К Февралю 1943 года командир эскадрильи 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 268-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт ) Гвардии Старший лейтенант А. Ф. Ковачевич совершил 356 боевых вылетов, в 58 воздушных боях лично сбил 13 и с составе группы 6 самолётов противника. 1 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Всего совершил 520 успешных боевых вылетов, участвуя в 150 воздушных боях лично сбил 26 и в группе с товарищами 6 самолётов противника.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1948 году окончил Военно - Воздушную академию, в 1954 году Военную академию Генерального штаба. Заместитель начальника Военно - Воздушной академии Генерал - Лейтенант авиации А. Ф. Ковачевич последние годы жил в городе Монино Московской области. Награждён орденами Ленина, Октябрьской революции, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда" и другими. Почётный гражданин Щёлковского района Московской области.
* * *
Аркадий Ковачевич родился в посёлке Ново - Миргород Елизаветградского уезда Херсонской губернии. Окончив в 1934 году 7 классов средней школы, поступил в техникум механизации сельского хозяйства. Учась там, поступил в аэроклуб. В Ноябре 1937 года успешно закончил его и по комсомольской путёвке был направлен в военную авиационную школу лётчиков в Одессе. В 1938 году успешно завершает учёбу, осваивает самолёт И-16, летает на нём днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях.
Наконец его мечта исполняется: окончив авиашколу с отличной аттестацией, в Декабре 1938 года, Ковачевич прибыл для дальнейшего прохождения службы в 27-й истребительный авиационный полк Московского военного округа, где был определён в 1-ю эскадрилью. Здесь он настойчиво совершенствует свое лётное мастерство. За короткий срок успешно освоил полёты на нескольких типах истребителей. Успехи молодого пилота не остались незамеченными. Уже через год его назначили командиром звена.
В первый же день войны эскадрилья, в которой служил А. Ф. Ковачевич, перебазировалась в район города Калинина. Отсюда на истребителе МиГ-3 Аркадий, ставший к тому времени заместителем командира эскадрильи, вылетал на охрану подмосковного неба.
Свою первую победу Лейтенант А. Ф. Ковачевич одержал в небе Ржева 12 Октября 1941 года: на пикировании разогнав свой МиГ-3, длинной очередью сбил вражеский истребитель Ме-109. Сам Аркадий Фёдорович вспоминает об этом так:
"При сопровождении бомбардировщиков истребители прикрытия нашей эскадрильи схлестнулись в жаркой схватке с истребителями Ме-109. Бой шёл в несколько ярусов. МиГ-3 и Ме-109 то камнем падали вниз, то вертикально взлетали вверх. Мне удалось сбить одного из "Мессеров". И тогда фашисты не выдержали, стали уклоняться от боя, а вскоре и вовсе удалились".
А на рассвете следующего дня Ковачевич и его товарищи покинули свой аэродром и перелетели ближе к Москве, в Клин. Оттуда они осуществляли боевые действия в течение всей осени и начала зимы 1941 года.
Уже к 6 Декабря 1941 года Аркадий Ковачевич совершил 201 боевой вылет, 8 раз штурмовал наземные войска и аэродромы противника. Участвуя в 12 воздушных боях, сбил лично 4 и в группе 3 самолёта противника. Его назначили командиром эскадрильи.
В Марте 1942 года, в условиях позиционной войны, когда противник настойчиво пытался разведать с воздуха позиции советских войск, он столь же настойчиво барражировал в зонах ожидания, совершая по нескольку вылетов в день. Дважды ему удалось перехватить и сбить дальний разведчик Ju-88.
Так, 8 Марта 1942 года барражируя над одним из охраняемых пилотами полка пунктом он заметил немецкий самолёт, пытавшийся прорваться к столице. Лётчик смело пошёл на сближение с противником, навязал воздушный бой и поджёг вражеский бомбардировщик, который рухнул вниз с высоты 4000 метров...
Уже на следующий день, Ковачевич провёл ещё один бой и опять добился успеха, уничтожив самолёт - разведчик Ju-88, на этот раз летевший на высоте около 7000 метров. Восемь раз атаковал врага Аркадий. В последний раз он подошёл к "Юнкерсу" так близко, что мог различиить лицо пилота. Атака оказалась удачной. Объятый пламенем самолёт, потеряв управление, пошёл к земле, пополнив кладбище немецкой авиации на полях подмосковья. Так он одержал свою 7 победу.
Газета "Красный воин" в одном из Апрельских номеров рассказывала о том, как удачно лётчики эскадрильи Ковачевича провели штурмовку вражеского аэродрома. Ещё на подлёте к нему 16 МиГ-3 встретили большую группу немецких бомбардировщиков. В завязавшемся коротком бою наши лётчики сбили 2 самолёта, остальные поспешили убраться. Гнаться за ними не стали, поскольку имели приказ: уничтожить аэродром. И это боевое залание было выполнено - после налёта нашей группы из 25 "Юнкерсов", находившихся на нём, уцелел только один...
Минул год войны, отгремели бои на подступах к Москве. Летом 1942 года 27-й истребительный авиаполк, как и многие другие, был выведен из состава ПВО Москвы и направлен во фронтовую авиацию. В составе этого полка Ковачевич сражался на Брянском и Воронежском фронтах, оказывая помощь нашим наземным войскам.
С Июля 1942 года, в составе того же 27-го ИАП, Ковачевич участвовал в боевых действиях 8-й Воздушной армии на дальних подступах к Сталинграду, прикрывая наши войска и переправы. С отходом советских войск к Волге вёл борьбу за преодоление господства в воздухе немецкой авиации. В тех боях он одержал ряд блестящих побед. Так, 23 Августа в групповом бою сбил в районе Сталинграда бомбардировщик Не-111, а через 4 дня там же лично сбил истребитель Ме-109. 3 Сентября Ковачевич "сбрасывает с неба" бомбардировщик Ju-88, 9 Сентября он уничтожает ещё один Не-111, и 12 Сентября ему удалось в составе группы сбить корректировщик FW-189.
В Сентябре 1942 года воздушные бои над Сталинградом носили ожесточенный характер. Истребительная авиация немцев в этот период господствовала в воздухе как над полем боя, так и в нашем тылу. Каждый вылет сопровождался воздушным боем или даже рядом воздушных боёв. Об одном из них вспоминает сам Аркадий Фёдорович:
"Как - то, возвращаясь с разведки со своим напарником Лейтенантом Чиликиным, я заметил над Сталинградом группу из 6 - 8 немецких Ме-109, которые в свою очередь также обнаружили нас. Уклониться от боя не удалось, пришлось вступить с ними в схватку. Первая атака немцев не была для нас неожиданной; развернувшись на 180 градусов, мы встретили атакующих в лоб. После 3 - 4 минут боя мой напарник неожиданно ушёл на посадку и я остался один против всей группы. Я знал, что продолжать бой, хоть и оборонительный, я обязательно должен, в противном случае меня собьют, как только я попытаюсь выйти из боя.
Воздушная схватка длилась около 30 минут. В течение этого времени многочисленные атаки немцев я сводил на - нет своевременным маневром своего самолёта. В любой момент я видел, где находятся истребители противника, своевременно разгадывал их замысел, уходя из - под атаки каждого из них всевозможными маневрами. В итоге немцы оставили меня и ушли, расстреляв, по - видимому, все боеприпасы. Я произвёл посадку на свой аэродром без единой пробоины".
За боевые подвиги, совершённые под Сталинградом, Аркадий Ковачевич был удостоен ордена Красного Знамени.
В конце Ноября 1942 года, решением командующего 8-й Воздушной армии, лучшие воздушные бойцы, и среди них Ковачевич, были собраны в составе 9-го Гвардейского авиаполка, действовавшего в составе сил Сталинградского фронта. Ковачевич пришёл туда уже известным лётчиком, одержавшим 9 личных и 6 групповых побед...
Аркадий, назначенный комэском, уже скоро подтвердил свою репутацию классного лётчика. Летая на новом истребителе Як-1, уже 14 Декабря сбил в районе Брузиновки истребитель Ме-109, а 19 Декабря уничтожил над Сталинградом довольно редкий самолёт Dо-217 - универсальную двухмоторную машину, использовавшуюся и как бомбардировщик, и как разведчик, и как истребитель, оснащавшуюся тепловизионной и радиолокационной станциями. В Январе 1943 года, при блокировании окруженной армии Паулюса, Ковачевич уничтожил 2 транспортных Ju-52.
Командир эскадрильи, заместитель командира, потом командир 9-го Гвардейского полка, он был одним из тех, кто не только личным участием в боях, но и организационно вместе с Шестаковым, Рыкачевым и Морозовым обеспечил эффективную боевую работу подчинённых, завоевал ратную славу этой прославленной авиационной части.
1 Мая 1943 года за 356 боевых вылетов, 58 воздушных боёв, 13 лично и 6 в группе сбитых самолётов противника Гвардии Старшему лейтенанту А. Ф. Ковачевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Позже Аркадий Фёдорович вспоминал: "Нам, лётчикам, Героя давали в трёх случаях: посмертно, за какой - то чрезвычайный поступок, например, таран, или по совокупности. У меня тогда было 15 сбитых самолётов. К тому же я уже имел много орденов".
Летом - осенью 1943 года он принимал участие в боях на реке Молочной, в освобождении Донбасса, сражался в Запорожье и под Мелитополем. Его эскадрилья "синих" ( по цвету окраски капотов самолётов ) становится одной из сильнейших в ВВС - Лавриненков, Головачёв, Твеленёв... Да и сам комэск неустанно пополняет свой личный счет. Особенно удачными оказались для Аркадия Ковачевича воздушные схватки в небе Таганрога. Там он сбил 3 немецких самолёта.
Памятен лётчику воздушный бой над Донбассом. Тогда действовала восьмёрка во главе с командиром эскадрильи Капитаном Ковачевичем. Они атаковали "Юнкерсы", которые, построившись "каруселью", бомбили наши войска. Аркадий Фёдорович - ведущий восьмёрки - прибавляет газу, набирает высоту и, выбрав мгновенье, устремляется к "Юнкерсам". Он уверен: его ведомые не отстанут, каждый знает своё место и свой маневр. Вот строй вражеских бомбардировщиков нарушился, последовал взрыв одного из "Юнкерсов", прошитого пулемётной очередью. Вражеские самолёты торопливо покинули поле боя...
20 Августа, после перевооружения на "Аэрокобры", он оценил мощь вооружения заокеанского истребителя, сбив в одном вылете сразу две немецкие машины. В тот день шестёрка истребителей, ведомая им, встретила 27 бомбардировщиков Ju-87 под прикрытием 4 истребителей Ме-109. По приказу ведущего одна пара самолётов атаковала пикировщики, вторая их прикрывала, а третья вступила в схватку с "Мессерами". В этом бою Ковачевич и Тарасов сбили по одному Ju-87. Остальные бомбардировщики сбросили бомбы в чистое поле и ушли. "Мессеры" пытались отомстить нашим истребителям за своих подопечных. Но Ковачевич смело вступил с ними в бой и одержал ещё одну победу, сбив ведущего Ме-109. Наша группа, успешно выполнив боевую задачу, вернулась на аэродром без потерь.
Спустя буквально несколько дней, Ковачевич на высоте 9000 метров перехватил разведчик Не-111 и после долгой, изматывающей дуэли "свалил" его на землю.
Однако и храброго лётчика не миновала беда. 2 Октября 1943 года над Мелитополем Ковачевич попал под типичный удар немецкого аса -"охотника": его самолёт был сбит атакой сверху, почти с отвесного пикирования. Рассказывает сам Аркадий Фёдорович:
"В Октябре 1943 года над рекой Молочная ( 4-й Украинский фронт ), я во главе восьми "Аэрокобр" вылетел на прикрытие наземных войск. Боевой порядок был построен в два эшелона: ударная группа - 4 самолёта, в которой находился я, и прикрывающая группа - вторая четвёрка, следовавшая сзади, слева и выше. Истребители активности не проявляли. Патрулирование происходило на исходе дня. Надеясь на бездействие истребителей противника, мы ослабили осмотрительность и лишь удар сзади дал мне знать, что я атакован.
Оглянувшись, я увидел пару Ме-109, которая выходила из атаки. Мой самолёт загорелся и мне пришлось оставить его, выпрыгнув с парашютом. В последующем оказалось, что вся группа также увидела эту пару Ме-109 только после того, как я был сбит. В чем же причина того, что я был сбит без боя ? Очевидно, что недопустимое ослабление внимания, отсутствие осмотрительности у меня и группы позволило противнику атаковать самолёт столь внезапно..."
Спустя всего 2 дня Ковачевич вновь поднял боевую машину в воздух. Врачи настаивали на госпитализации, но лётчик заявил: "Я остаюсь в строю. Обстановка быстрее меня излечит". Это был второй и последний случай, когда он был вынужден покинуть самолёт в воздухе. Первый раз это произошло ещё осенью 1941 года, когда его МиГ-3 был сбит зенитным огнём.
В ходе боев за Крым Аркадий Ковачевич был назначен помощником командира полка по воздушно - стрелковой подготовке, а с Апреля 1944 года - заместителем командира 9-го ГвИАП. 18 Июля 1944 года, после гибели командира полка А. А. Морозова, он стал исполняющим обязанности командира полка. Однако уже в Октябре 1944 года Маршал А. Новиков назначил командиром полка В. Лавриненкова, а Гвардии Капитану А. Ф. Ковачевичу было предложено "убыть на учёбу в академию".
За время Великой Отечественной войны Аркадий Фёдорович Ковачевич совершил 520 боевых вылетов, из них 130 - на разведку, 60 - на штурмовку, в 150 воздушных боях лично сбил 26 и в группе 6 самолётов противника. Среди лично сбитых им машин есть по нескольку Hе-111, Ju-88 и Ju-87, 2 Ju-52, по одному Do-217, FW-189 и Ме-110, 12 Ме-109 и FW-190. Более половины сбитых им самолётов - двух и трёхмоторные машины: сказались навыки по уничтожению бомбардировщиков, приобретённые в ПВО.
Оглядываясь на свой ратный путь, Ковачевич писал: "Для меня было большой честью сражаться в замечательном боевом коллективе 9-го Гвардейского истребительного авиаполка. И сейчас, спустя много лет после тех грозных событий, мысль о том, что я был причастен к большим делам этого легендарного полка, наполняет меня гордостью".
После окончания в Мае 1948 года с золотой медалью командного факультета Военно - Воздушной академии, он командовал полком, где шло переучивание лётчиков на новые реактивные самолёты: Як-15, Як-17, МиГ-15, Ла-15. Затем командовал дивизией, возглавлял штаб Воздушной армии. Летал на реактивных машинах ( последний полёт выполнил в 1957 году на МиГ-17 ). В 1954 году Полковник А. Ф. Ковачевич окончил Военную академию Генерального штаба, тоже с золотой медалью. С 1967 года служил начальником кафедры, а позднее - первым заместителем Военно - Воздушной академии. Последние годы Генерал - Лейтенант авиации в запасе А. Ф. Ковачевич жил в подмосковном городе Монино.
Из Вооруженных Сил Аркадий Фёдорович уволился в 1987 году. Но и после этого знания, авторитет, мудрость Генерала А. Ф. Ковачевича оказались востребованы и боевыми ветеранами, и слушателями академии, и школьниками. Он возглавил клуб авиаторов, главной целью которого стало военно - патриотическое воспитание молодёжи, передача новому поколению слушателей Военно - Воздушной академии бесценного опыта борьбы с врагом в годы защиты родного Отечества.